Н. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже»

Здесь доминанта разрешается в тонику, но последняя представле­на двойным задержанием на органном пункте доминанты, а в момент разрешения вступает в действие новый диссонанс. Функциональная инверсия, таким образом, — в уклонении от консонанса. Красота непре­рывных мягких диссонансов создает волшебно-чарующее впечатление.

Другие образцы:

Шопен. Скерцо № 2 Des-dur, начало, вступление в b-moll (уклоне­ние в тональность параллели направлено к двутональности b-Des);

Мусоргский. Песня «Сиротка» — окончание не на Т;

Чайковский. «Иоланта», ария Иоланты (начало и конец на D).

VI. Переменная тональность: Ц 1-2 Т+ С+ Ф+

То есть: начало в одной тональности (полно выраженной и опре­деленной), а окончание в другой. Тональности либо равноправны, либо одна главная, другая подчиненная.

Примеры:

♦ Бах. Mecca h-moll, Crucifixus (основная тональность e-moll, под­чиненная G-dur);

Моцарт. Реквием, Rex tremendae (g-moll — d-moll);

Шопен. 2-я баллада (примерно равноправные тональности F-dur-a-moll);

Глинка. «Руслан и Людмила», марш Черномора (основная то­нальность E-dur, подчиненная C-dur);

Мусоргский. «Хованщина», пляска персидок (fis-moll-G-dur);

Чайковский. Романс «Мы сидели с тобой» (E-dur-cis-moll; разно-тональная сложная двухчастная форма, как бы из двух контраст­ных пьес; оправдывается действием внемузыкального фактора — словесного текста);

Скрябин. 5-я соната (Fis-dur-Dis-dur);

Шостакович. 5-я симфония, III часть, 2-я побочная тема (подчи­ненная тональность — f-moll, основная тональность c-moll).

VII. Колеблющаяся тональность: Ц1-2-3 Т+ С+ Ф_

То есть тоника слаба (как в рыхлой тональности), поэтому центр ощущается только тогда, когда звучит данный устой. Центр меняет­ся с каждой новой опорой, причем его тоника всегда вполне опреде­ленна, диссонанс подчинен (если он есть); функциональность не ука­зывает на общую тонику (но безразлично обрисовывает ее в каждой опоре). От рыхлой тональности отличается тем, что там тоника в начале и в конце одна и та же, а здесь они различны. От переменной тональности отличается тем, что в той есть крупномасштабное то­нальное тяготение (хотя центров его оказывается не один, а два или более), а здесь его нет.

Образец: Римский-Корсаков, «Садко», 4-я картина, песня Веденецкого гостя, I часть («Город каменный»). Также: Шопен, см. при­мер 268.

Другие образцы: 4 Знаменная мелодия «Господи воззвах» I гласа (Обиход нотного

пения, л. з [= 7]); центры: e-d-C-a); 4 Русская народная песня «Катенька веселая» (D-h-e);

Вагнер. «Кольцо нибелунга», мотив судьбы (d-fis V);

Шостакович. 5-я симфония, III часть, 1-я побочная (h-g-h-...).

268 Φ. Шопен. 3-я баллада

VIII. Многозначная тональность: Ц1=2 Т+ С+ Ф_

То есть гармония определенна, но не в одной тональности, а — в одно и то же время — в двух (примерно равным образом). От колеб­лющейся тональности отличается тем, что обе тональности слышат­ся сразу, а не попеременно.

В примере 269 показана типичная ситуация тонально-двойствен­ного доминантового лада.

В примере 270 тональная двузначность [cis]=[A] состоит в том, что cis-moll, будучи «материнской» тональностью произведения,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: