Тоника не ощущается на всем протяжении пьесы (кроме окончания ее крайних частей). Тональность во многим подчинена модальности (следует обратить внимание на подчеркнутый диатонизм). На первом плане покойное философское размышление о быстротечности жизни. Надо сказать, что ряд описываемых здесь явлений получил свое достаточно убедительное объяснение в качестве модальных (а не тональных). Подчеркнем, однако, что сама по себе модальность не отменяет категорий тональности. Более того, для полноты объяснения модальных явлений оказывается необходимо дать еще и полное объяснение тональных. Понятия модальности и тональности некоррелятивны. В особенности это касается музыки XIX в., когда композиторы, как правило, мыслили в категориях функционального мажора или минора, даже отвлекаясь от них очень далеко (в частности, дорийский, фригийский и т. д. лады могли трактоваться как отрезки мажорной гаммы от соответствующей ступени: в III части 2-й симфонии Бородина, Des-dur, побочная тема начинается во фригийском e, но, несомненно, мыслится композитором и в тональности C-dur с опорой на III ступень — см. развитие темы далее). От мажора и минора с их функциями ответвляются первоначально и симметричные лады.
|
|
Другие примеры рыхлой тональности:
♦ Тропарь знаменного роспева «Егда снизшел еси» (Обиход нотного пения. М., 1909, л. ЛВ°б) — лад большой С;
♦ Мусоргский. «Картинки с выставки», «Богатырские ворота», побочная тема — лад as малый обиходный; монолог Бориса «Достиг я высшей власти», ц. 18-19; песни «Видение», «Молитва»;
♦ Балакирев. Сборник русских народных песен, № 1 «Не было ветру» — лад d дорийский;
♦ Рахманинов. Всенощное бдение, ч. III, 1-я строка;
♦ Шостакович. 7-я симфония, часть III — лад cis локрийский. (Слабость тонального центра в натуральных ладах известна; см. об этом: Способин. Лекции по курсу гармонии. С. 94, 98.) Важнейший фактор образования тональной рыхлости — функциональная инверсия, имеющая не только прямую направленность — к неустою, диссонансу, но и противоположную — от устоя, консонанса, от центрального тяготения. Таким образом, вместо однозначного функционального тяготения может появиться уравнивание разных основных тонов как целей тяготения и движения.
Как категория гармонической структуры «рыхлое» (нем. «locker») противополагается «твердому» (нем. «fest»), что существенно влияет на принципы формообразования: «рыхлость» может оказаться на том месте, где по законам формы должна быть «твердость» (у классиков нередко «рыхлость» свойственна «противотеме», побочной, — как контраст «твердой» главной: Бетховен, соната ор. 2 № 2 A-dur, ч. I
Аналогичная проблема возникает и в других особых состояниях тональности.
III. Диссонантная тональность: Ц+Т+С_Ф+
То есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс самостоятелен (не подчинен консонансу), функции центростремительны (определенно указывают на центр).
Рассмотрим пример 265.