С. Рахманинов. «Весенние воды» (схема)

В романсе Рахманинова «Весенние воды» гармония нVI в каче­стве вводного аккорда разрешается в гармонию вVI (пример 281).

Две субмедианты, формально оставаясь двойной VIступенью, здесь фактически функционируют уже как аккорды на расстоянии малой секунды, а не увеличенной примы, с таким мелодическим разрешением ходом на уменьшенную кварту, который типичен для «фирменного» оборота с «рахманиновской субдоминантой» (ср. с романсом «О нет, молю, не уходи»).

Переполнение (и обогащение) функциональной тональности ак­кордами хроматической системы затрудняет и одновременно упроща­ет способы связи различных гармоний с тоникой. Затрудняет из-за громоздкости прямого сообщения с ней, отсутствия однозначности тонального тяготения и вследствие легкости вхождения в субсистем­ные связи. Упрощает (и обедняет) потому, что отпадают многие (дра­гоценные!) тонкости классической функциональной гармонии: скры­тые диссонансы и «спутники», трехосновность S-T-D и т. д. Непо­средственно-чувственная, «материальная» данность аккорда самого по себе и его основного тона становятся более достоверной, чем то­нально-контекстные связи на основе «долга» перед тоникой.

Убедительности тональной трактовки часто способствуют теперь применяющиеся новые структурные формы, где однозначность тя­готения к тонике непременно присуща только «начальствующим» гармониям, особенно в начале и в конце, а в местах отдаления от них создается режим субсистемной тональной рыхлости, неопреде­ленности, линеарного стремления, не позволяющий установиться никакой другой тональности и тем самым сохраняющий главенство основной. Классический функциональный принцип центрального тяготения сменяется принципом функциональной группировки ос­новных тонов (образец тонального соподчинения этого нового типа см. в анализе во вступительной статье автора этих строк к изданию: Хиндемит. П. Ludus tonalis для фортепиано. М., 1980. С. 4).

Таким образом, вместо классического типа структуры со сквоз­ным тональным тяготением создается тип структуры, несколько сход­ный с «дотональным» (времен модальной гармонии XV-XVI вв.), однако на новой основе осуществляющий тональный (или, быть мо­жет, уже новотональный)принцип. Участки с далекими от тоники и сложными отношениями не «внетональны», а тонально неустой­чивы или переходны, чем они, в конечном счете, укрепляют общую

тональную устойчивость в рамках предложения и периода (ср. с хроматическими рядами, примеры 204Б и др.).

В обоих случаях (пример 282) крепкие рамки тонального начала и конца позволяют удерживать в поле тяготения к центру чрезвы­чайно далекие от тоники гармонии посередине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: