double arrow

ГЛАВА 12. ГАРМОНИЯ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ


Классические три основных элемента музыки — гармония, контрапункт и форма — в их слиянии в недифференцируе­мое и самотождественное единство дают драгоценное эсте­тическое качество музыкальности, вне которой каждый из них утрачивает и свой смысл, и свою функцию, и свою цель. Три эле­мента музыки музыкально могут жить только вместе. Разлученные друг с другом, они все трое разом засыхают и умирают. Форма превращается в схему, контрапункт — в линеаризм, гармония — в начальную математику правил школьных задач. Соответственно, существуют три предмета — три науки: гармония, контрапункт, музыкальная форма (со времен Бетховена и романтиков к этим трем центральным все более присоединяется и четвертый — тембро-

структура).

Дисциплиной, в которой триединство гармонии, контрапункта и формы живет своей нормальной, естественной жизнью, является целостная теория музыкальной композиции. Изучение входящих в нее отделов — гармонии, контрапункта и формы — как самостоя­тельных дисциплин возможно при условии подразумеваемого и ре­ально всегда представляемого участия двух других. Изучение гармо­нии — с учетом и контрапункта (контурное двухголосие крайних голосов, контрасты линий многоголосной ткани, тематизация голо­сов, фактурная реализация гармонии и др.), и музыкальной формы (роль гармонии в образовании целостной композиции). Ни правиль­ное понимание гармонии, ни анализ, ни — в особенности — практи­ческая работа в области гармонии невозможны вне постоянного вни­мания к процессу формообразования.







Сейчас читают про: