И. Брамс. «Вариации на тему Гайдна»

раженного метра, метрической экстраполяции. При производной неквадратности (например, при расширении) происходит либо по­вторение, либо изъятие определенных функций тактов (пример 286).

Повторение функции 2-го и 6-го тактов гармонически выражается секвенцией. Гармонические формулы кадансов в тактах 3-4 и 7-8 сохраняются в неприкосновенности, и по ним сразу же можно опреде­лить соответствующие функции частей формы.

При анализе гармонических структур периода может возник­нуть представление о том, будто именно гармонические обороты и вызывают те или иные эффекты в форме. Например, если поста­вить полный совершенный каданс, то наступит конец периода. Это означало бы, что гармония является основным фактором формооб­разования.

Однако это не так. В действительности метр является здесь первичным, основным фактором. Гармония же следует за ним и выявляет функции частей формы. Проверяется это тем, что, напри­мер, в конце периода каданс может оказаться не полным совершен­ным, а половинным; см.: Бетховен, фортепианная соната ор. 109, тема вариаций E-dur, где в конце периода — половинный каданс (другой пример — начальный период в романсе Чайковского «Ни слова, о друг мой»).

В следующей паре образцов парадоксальным образом типичный кадансовый оборот (пример 287, такт 2) не свидетельствует о кадан­се, а там, где каданс вне сомнения (пример 288, такт 4), наоборот, нет того, что типично для его гармонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: