Гармония и тематизм

Значение гармонии для образования более крупных форм сказы­вается и в других, более высоких областях. Взаимодействие гармо­нии с метром действительно для всех участков всех форм, в том числе и крупных, однако формообразующее влияние метра не в состоянии выйти за пределы построения, занятого изложением дан­ной темы (практически — за пределы двухчастной или трехчастной простой формы). Определяющее действие приобретают соотношения между темами — сопоставление тем, переходы от одной темы к другой, разнофункциональность тем. Соответственно и гармония ис­пользует здесь иные, более сильные средства (совместно со структур­ными) — прежде всего это художественно тонкая дифференциация гармонии главной и побочных тем, а в особенности же — модуляция при переходах от одной темы к другой, в конечном счете на всем протяжении музыкальной формы.

Категория темы неотделима от ее коррелята — развития в мас­штабах целой формы. Естественно, что этот высший уровень значе­ния категорий тематизма принимается во внимание при исследова­нии проблемы гармонии и формы в первую очередь. На этом уровне за тему принимается не только основное тематическое ядро, но вся «тематическая область», занятая становлением данной музыкаль­ной мысли. Например, главная тема I части 4-й симфонии Чайков­ского занимает такты 28-103 (а не, скажем, 28-35 или 28-52); ана­логично главная тема менуэта симфонии Моцарта g-moll простирает­ся вплоть до трио.

Главная и побочная темы отличаются друг от друга не только логическим значением, характером, структурой, чертами мелоди­ки, размерами, но и гармонической структурой. В хорошо вырабо­танной форме классического типа вполне возможно различить по гармонии (вместе с общекомпозиционной структурой) главную и побочную темы даже в совершенно незнакомом сочинении. Несмот­ря на бесконечное разнообразие конкретных гармонических струк­тур главной и побочной тем (что, конечно, затрудняет констатацию стабильных и легко формулируемых законов и средств их реализа­ции), во множестве впечатляющих случаев это различие сказывает­ся очень ярко. Главная тема красива твердостью и силой тоники, побочная сильна красотой и изобилием деталей (один из наугад взя­тых примеров — Моцарт, симфония g-moll, I часть).* Тональность главной темы ясна и непосредственно слышна в каждый момент, тональность побочной более богата по составу и имеет более «смяг­ченные» очертания (Бетховен, соната ор. 13, I часть). Главная тема тонально едина, побочная тема может быть тонально двойственной

Эти закономерности актуальны и для стилей музыки XX в., опирающихся на Формы классического типа, однако выполняемых новыми гармоническими сред­ствами;так, классически, бетховенски тверда, даже мощна тоника — гармониче­ский ствол главной темы I части 7-й фортепианной сонаты Прокофьева.

(Шуберт, фортепианная соната B-dur, I часть). Главная тема начи­нается с тоники, побочная — с доминанты (Бетховен, Largo из 3-го фортепианного концерта). Главная тема начинается с тоники, по­бочная — с субдоминанты (Чайковский, 1-й фортепианный кон­церт, I часть). Главная тема начинается с доминантового аккорда, побочная — с длительного органного пункта на доминанте (Бетхо­вен, соната ор. 31 № 2, I часть). Главная тема развивается в сторо­ну доминанты, побочная — в сторону субдоминанты (Бетховен, Largo из сонаты ор. 7). Главная тема — в чистой диатонике с ритмически подчеркнутыми (квадратной основой) кадансами, побочная тема — в обиходном ладу (малом) с ритмически смягченными кадансами (Мусоргский, «Картинки с выставки», «Богатырские ворота»). Глав­ная тема с сильно подчеркнутым звучанием основного тона, побоч­ная — с завуалированным звучанием основного тона, заменяемого постоянством центрального тона (Прокофьев, 6-я соната, I часть). Интонационное содержание главной темы значимо само по себе, интонационное содержание побочной — не само по себе, а в зависи­мости от его отношения к содержанию главной (Чайковский, «Вре­мена года», «Декабрь»).

Примеры бесконечны.

В подавляющем большинстве случаев различие в гармониче­ской структуре между главной темой и побочной сводится (в глав­ном принципе) к выявлению основного соотношения функций этих частей формы: главная есть логический центр, побочная мысль — ее оттенение; главная — сильное, строгое начало («мужское»), по­бочная — мягкое, свободное («женское»), в особенности в формах, где побочная выводится из развития главной (из ее «ребра»). Спо­собы же реализации этого соотношения чрезвычайно многообраз­ны, тем более — с учетом исторической эволюции гармонической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: