Война в творчестве Г. Бёлля

Бель-член "гр 47",изображение войны в его пр-иях стало активно идеологич.Уже в ранних повестях"Поезд пришел вовремя"Б рисует историч.обреченность гитлеровского похода на восток.Глав.в повести-нравств.выбор-дезертирство из гитлеровской армии.Это отделяет Б от многих писателей,к-рые оправдывают нем.солдата необходимостью послушания."Где ты был,Адам?"рассказывается о двух сторонах гитл.войны-Бесчеловечности и бессмысленности(причем не только в обычном плане бессмыс.убийств,но и в плане бессмысл.попыток придать войне высший смысл(освобождение русских от большевизма или геройство солдата на потерянном посту)Смерть всегда грязна,жалка и омерзительна и герои этого пр-ия умирают самой нелепой смертью.Солдаты-нет ни фронтового товарищества,ни осознанного героизма.Они пушечное мясо или циничные убийцы. Герои беллевских романов ощущают себя частичкой истории своей страны,но история горька,соответственно их жизнь тоже.Б ищет в душах своих соотеч.не смирение,а ненависть к силам зла.И вопрос Где начнется их сопротивление-центральный нерв беллевского морализма.Однако,если люди и дают временную отдушку своей ненависти,то она не затрагивает всесильного зла.Логика такого сопротивления балансирует на грани абсурда.Эту грань переступает Ганс Шнир.Небогатый событиями роман Белля — это, по сути, внутренний монолог главного героя, циркового артиста, сына промышленника-миллионера, который вспоминает о годах его детства, пришедшихся на войну, о послевоенной юности, размышляет об искусстве.

После того, как героя покинула его возлюбленная Мари, которую Шнир считает «своей женой перед Богом», он начинает выпадать из ритма жизни, у него обостряются его «две врожденные болезни — меланхолия и мигрень». Лекарством против жизненной неудачи для Ганса становится алкоголь.Из воспоминаний героя читатель понимает, что тот выпал из жизни задолго до того, как потерял любимую — еще в отрочестве, когда отказывался вместе со своими одноклассниками участвовать в учениях гитлерюгенда, с согласия его родителей проводившихся в родовом поместье Шниров, и, позже, в двадцать лет, когда отверг предложение отца продолжить его дело, выбрав путь свободного художника. Ни в чем герой не находит опоры: ни в любви, ни в налаженном быте, ни в религии. «Католик по интуиции», он видит, как церковники на каждом шагу нарушают букву и дух христианских заповедей, а тот, кто искренне следует им в условиях современного общества может превратиться в изгоя.И находясь в моменте предельного одиночества он оформляет свой протест в "неутилитарном и абсурдном жесте"-садится на ступеньки бонского вокзала и поет сатирич.куплеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: