Отличие нормативных актов от актов применения права

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо определить понятия «нормативный акт» и «акт применения права». Общим между ними является то, что:

— это правовые акты;

— они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами;

— выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного акта правоприменительный акт:

1) применяется именно на основе нормативного;

2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям;

3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;

4) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;

5) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

91. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и пре­одоления.

Пробел — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере пра­вового регулирования;

2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная ре­гулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть же пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и право­применитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее норма­тивное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоле­ния пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, кото­рая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрас­ли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют прин­ципы права (справедливость, равенство перед законом и судом), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому право­применитель, базируясь во многом на собственное правосознание и мо­тивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституци­онные статьи.

В уголовном и административном праве аналогия исключается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: