Успех в учении

-- Ура! У меня получилось!

Когда я слышу это в классе- у меня праздник.

Успех в учении –единственный источник внутренних сил в преодолении трудностей. Мною всегда руководит заповедь- дать радость каждому ученику, радость познания мира. Это, на мой взгляд, самое главное, но, пожалуй, и самое трудное.

Первоклассники все хотят учиться хорошо. Так отчего так нелегко бывает порой малышу? Расскажу о своих учениках.

Часто случается, что дети не готовы к усвоению знаний. Они трудно входят в ритм школьной жизни, с трудом выполняют домашние задания, какие бы они не были интересные. Эти ребята могут ослушаться.

Трудно с детьми, которые в семье не знают слов «нельзя», «надо», «должен». Это маленькие потребители, не приученные ни к какой, даже самой простой(из бумаги вырезать какую-то деталь), деятельности. Как правило, эти дети не хотят сделать ни одного волевого усилия.

Учеба требует немало умственного и физического напряжения, дисциплинированности. Родители часто забывают, что именно в домашних делах формируются качества, необходимые для успешной учебы: ответственность, умение дело доводить до конца, оценивать свою работу.

Встречаются ученики с интеллектуальной пассивностью, которые не хотят думать.

Такие дети внимательно слушают учителя, старательно и аккуратно выполняют ту часть работы, где достаточно простого копирования, а трудности начинаются там, когда требуются умственные усилия(творческие работы): построить, составить устный рассказ. Учителю сначала трудно заметить это неумение думать, так как в тетрадях все в порядке.

Так или иначе, но мнение о себе складывается у ребенка еще до школы, его формирует семья, детский сад, общение у другими детьми. В школе же решающими оказываются учебные успехи, которые подтверждают или опровергают прежнее мнение о детях (неуверенных и самоуверенных).

Трудно с детьми, у которых негативное представление о своих учебных способностях, да еще ребята о них часто говорят: «Он еще в детском саду был непонятливый». В этом случае ребенок полностью принимает это оценку. Здесь учитель должен проявить чуткость, учесть особенности ученика, постараться не заметить его слабых сторон, возвысить, отметить положительный рост в учебе.

Сознание ребенка, что он меньше знает, чем взрослые(родители, учителя), другие ученики, является предпосылкой для развития чувства неполноценности. Необходимо умело повести детей к осознанию того, что надо многому учиться, развивать постепенно трудолюбие, силу воли. Все неудачи в учебе- это слишком большой разрыв между тем, что может сделать ребенок, и тем, о чем его просят.

Для многих детей младший школьный возраст окажется решающим в формировании личности. Наша задача – помочь им, повести их к мысли, что настоящее чувство радости(успеха) доступно тому, кто умеет напрягать силы: ощупывал буквы, запоминал, потом писал с помощью вкладыша, не обводил буквы, а писал сам. Или на уроке чтения сначала читал слоги, потом слова, потом целые предложения. Здесь есть трудовое усилие, напряжение, но посильное для малыша.

Для ребенка очень важно поработать как можно дольше со взрослым человеком(родителем, учителем), для которых труд- счастье, наслаждение, радость.

Часто учитель стремится не потерять ни минутки на уроке, ни одного мгновения без активного умственного труда, выжимает все из детей. После таких уроков ребенок очень устает. Тут успеха не будет. Перенапряжение ведет к пассивности. Есть трудные для восприятия тексты, дети устают читать, анализировать. Чувствуете, что наскучило детям читать, надо попросить их нарисовать иллюстрацию, рассказать сказку, включить музыку, можно даже посмотреть вместе в окно. Если не понимают ребята условие задачи, не корите их, что они тупые. Призовите на помощь творчество. Читайте еще раз задачу, а дети пусть рисуют ее, тогда становятся понятными зависимости. Это тоже способствует появлению чувства успеха. Так в любом деле. Каждая буква для малыша должна быть воплощением яркого образа. Это облегчит умственный труд. Вместе с тем нельзя забывать четкую, строго определенную цель: учить грамотно писать буквы, слоги, слова.

К воспитанию чувства успеха отношу и игру. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости. Это так хорошо, что ребенок учится писать играя, что на каком-то этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом. Давно я поняла, что ни в коем случае нельзя стремиться перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если твоя цель- стремится к радостному, успешному труду. Идти нужно медленно иногда возвращаясь назад, не тянуть ученика, а добиваться того, чтобы он сам сделал шаг вперед.

ТРУДНОСТИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Набирая первый класс, уже предчувствовала: опять будут слезы над “Прописями”, огорчения из-за кривых букв, залезающих за строчки. Учим, учим все эти хитрые соединения, значки (а их триста- элементов букв и их соединений), вдруг ученик заболел, пропустил уроки- и хоть снова начинай: верхнее соединение, нижнее соединение, палочка, точка, крючок….

К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму не развивается: монотонное и однообразное написание элементов букв его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных творческих способностей, не развивает речь. Л.С.Выготский писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.. Учителя добиваются успехов, хорошей успеваемости за счет систематического превышения норм расходов времени, за счет дополнительных занятий.

На ранних этапах своей педагогической работы я подметила, что при написании некоторых букв дети ведут себя необычно, часто плачут, особенно нервничают, когда пишут буквы со сложными элементами (б, в, д, з, ж, ц, щ). Причина – мыщцы пальцев слабые и рука быстро устает. Значит, для написания букв у них не хватает мускульной натренированности.

Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят появляются неудовлетворение, а у родителей огорчения. Бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв, соблюдай интервалы между буквами, словами и т.д. - дергают ученика. Радости труда он не испытывает. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т.е., говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения. Слова В.А.Сухомлинского о школе радости приобретают по отношению к первокласснику иронический смысл.

Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом.

Научные исследования показывают, что школьник, приступившый к письму, не только не ощущает потребности в этой новой речевой функции, но в высшей степени смутно представляет себе, для чего вообще эта функция нужна ему.

Создается гигантский барьер в обучении письму: во-первых- «не хочу», во-вторых -»не могу».

Как это нежелание преодолеть? Нельзя ли облегчить обучение письму, построить уроки интереснее, чтобы захотелось писать?

Есть замечательные педагогическое правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться, обеспечь им первый успех.

Важно, чтобы учитель глубоко понимал те психические процессы, которые протекают в сознании ученика во время письма. Письмо- один из видов речевой деятельности: передача с помощью графических знаков (букв), а точнее, их комплексов, какого-то существенного, важного для пишущего и для читающего содержания, какой-то информации.

Главное, чтобы буква для школьника была элементом слова, значение которого он понимает. Например, если он пишет букву з, она для него – первая буква слова Золушка. Сознательное отношение к содержанию письма формируется у ребенка даже тогда, когда он пишет отдельные буквы. В процессе письма он должен осознавать содержание, технику начертания букв и их комплексов, орфограммы.

В основе творческого процесса лежит стремление ученика к познанию нового- это одна сторона. Другую составляют умения и навыки, которые ученик приобретает на уроке, где постепенно совершенствуются навыки творческого умственного труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: