теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов)

Совокупность художественной деятельности, её продуктов (творчество, произведения искусства), учреждений, руководящих этим процессом (министерства, комитеты, управления, отделы и т.д.), а также обслуживающих его, готовящих кадры художественной интеллигенции (художественные вузы, училища, школы, студии и т.д.) и обеспечивающих социальное функционирование искусства (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы и т.д.), составляет художественную культуру общества. Художественная культура общества в единстве со всеми формами эстетической деятельности, а также с учреждениями, обеспечивающими её, образует пласт эстетической культуры общества.

Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. И трагическое, и комическое, и возвышенное, и безобразное, и низменное могут определять характер, содержание и результат эстетической деятельности. Разве подвиг не есть явление героическое с этической точки зрения и возвышенное – с эстетической? Отношение возвышенного к деятельности героя, совершающего подвиг, такое же, как отношение прекрасного к деятельности мастера, создающего красивую и полезную вещь. В той же степени, в какой правомерно говорить о возвышенном характере эстетической деятельности в подвиге, можно говорить о безобразном и низменном характере подлого поступка.

Существует эстетическая деятельность, созидающая комизм и по своему характеру, содержанию и результату имеющая именно комедийный характер, однако протекающая вне рамок искусства. Социальное функционирование шуток, анекдотов, острот, каламбуров – это тоже формы эстетической деятельности. В такой деятельности присутствует и прекрасное начало – как в виде идеала, так и в виде отточенности формы остроты. И в данном случае правомерно говорить об универсальном характере категории прекрасного по отношению к эстетической деятельности. Однако этим не снимается вопрос о многообразии её эстетических форм и её базировании не только на законах красоты, но и на других эстетических законах. Например, как об этом убедительно писал в своих трудах М.М.Бахтин, карнавал является формой внехудожественной эстетической деятельности, осуществляемой одновременно и по законам красоты, и по законам комизма.

Внехудожественные (выходящие за рамки искусства) проблемы эстетического освоения мира в сфере быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта, эстетических аспектов карнавалов, обрядов, этикета, кулинарии и т.д. – все это предметы практической эстетики.

Не только искусство, но и все другие формы освоения мира по законам красоты, в том числе и утилитарно-практические, входят в сферу интересов эстетики. В ту часть её проблемного поля, которая является предметом практической эстетики, входят такие проблемы, как эстетическая организация природной среды, эстетика «второй» (рукотворной) природы, социальные формы поведения людей, красота человеческих отношений, быта.

В научном труде, спорте, в творческом процессе, в разных сферах деятельности, в играх, празднествах и массовых действах есть свой эстетический аспект.

Строительство парков, создание искусственных морей, всех типов коммуникаций, вся биосфера Земли, превращающаяся в ноосферу, околоземное космическое пространство, - всё это области реального или потенциального интереса эстетики.

Техническая эстетика – это теория дизайна. Многие новые дисциплины (биохимия, астрофизика) развились на стыке наук. Такова же и техническая эстетика. Учитывая достижения техники и искусства, она в комплексе анализирует многочисленные социальные, экономические, технические, психологические, физиологические, гигиенические факторы, а также данные эргономики, изучение принципов научной организации труда, исследует психо-физиологические возможности человека с целью создания оптимальных условий его деятельности.

Техническая эстетика формулирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к среде, в которой они производятся и используются, к орудиям их изготовления. Она дает рекомендации по созданию «технического пейзажа», пейзажа «второй природы».

Природа также является областью эстетической деятельности. С одной стороны, общество по мере культурного развития всё больше обращается к природе как источнику глубоких эстетических переживаний, а с другой стороны, своей деятельностью наносит огромный вред природе, создает угрозу экологического кризиса.

Человечество в своей истории пережило различные формы взаимоотношений с природой. Человек, взаимодействуя с природой, может гармонично сосуществовать с ней и даже вносить в нее определенный эстетический момент. Изображение пейзажей появилось на картинах художников разных эпох. Прошло несколько столетий, пока человек оказался способным оценить красоту природного ландшафта, где господствовали более сложные законы сожительства почвы, растений, животных, речек. Таким образом, нужны столетия культурного развития, чтобы человек обнаружил, что природа – уникальный талантливый творец, и мы только теперь способны у неё учиться.

Однако именно в художественной деятельности эстетическая деятельность достигает своего высшего, идеального выражения. Ядро эстетической деятельности составляет искусство: профессиональное, народное, фольклор.

Искусство – это отстоявшаяся, закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и человека, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным содержанием. Искусство развивается лишь в тесной взаимосвязи с социально-экономической и духовной жизнью общества. Ценность искусства рассматривается в каждую эпоху по-своему, когда на первый план выступает то воспитательная, то гедонистическая, то дидактическая функция.

Особую роль искусство играет в формировании нравственной и эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел. Способность искусства оказывать нравственное воздействие на человека обусловлена неразрывным единством нравственного и эстетического, воплотившихся в произведении искусства.

Главным предметом искусства является человек во всем богатстве и многообразии его отношений к миру. Нравственные и эстетические отношения – это одна из граней целостной социально-деятельной сущности человека, они органически связаны между собой и отражаются в искусстве. Очевиднее всего взаимосвязь искусства и морали, а отсюда и его воздействие на нравственную культуру человека проявляется в постановке морально-этических проблем (столкновение добра и зла, долга и чести, проблемы счастья и смысла жизни, любви и т.д.), решаемых искусством эстетически: в художественной форме и художественными средствами. При этом искусство воспитывает не абстрактным перечислением моральных норм и принципов, политических лозунгов и правовых положений, не иллюстративными образами, служащими воплощением сил добра и зла или тех или иных черт нравственности, а через конкретно-чувственное воплощение живых человеческих характеров во всей их целостности и неповторимости. В подлинных произведениях искусства нравственная оценка поступков или характеров героев всегда интегрируется в эстетической оценке – доброе раскрывается как прекрасное, возвышенное и героическое; злое – как низменное, безобразное, комическое или в сложном переплетении этих эстетических граней действительности.

Искусство выполняет своё высокое предназначение тогда, когда оно служит добру. Служить добру вовсе не значит изображать только хорошее, доброе. Нравственная сила творений художников выражается и в разоблачении зла путем раскрытия его антиэстетической, антиморальной природы, эстетическим развенчанием отрицательных характеров, явлений, событий. Эстетический идеал отрицает действительность, утратившую перспективу и моральное оправдание.

Эффективность воспитательного воздействия искусства на сотрудников органов внутренних дел зависит от многих факторов: от качества потребляемых (воспринимаемых) ими художественных ценностей; широты и многообразия видов и жанров искусства, воспринимаемых сотрудниками; от степени приобщения их к художественным ценностям.

Полноценное эстетическое восприятие произведений искусства предполагает:

- постоянное, регулярное приобщение сотрудников органов внутренних дел к произведениям искусства, которое требует эмоционального и интеллектуального напряжения, связанного с проникновением в содержание, с выработкой навыков эстетической оценки произведения;

- наличие определенных эстетических и художественных знаний, которые, взаимодействуя с другими компонентами сознания, играют существенную роль в процессе осознания содержания произведения искусства, творческого мастерства художника, воплощенного в данном произведении;

- определенный уровень развития чувственной эмоциональной сферы эстетического сознания (потребностей, чувств, вкусов, идеалов), которые формируются в процессе служебной деятельности, общения между людьми, восприятия эстетических свойств природы, предметной среды.

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, так как в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетические теории. Эстетическое сознание – это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоническое совершенство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Эстетическое сознание – это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетических отношений человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного.

В заключение хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать категории эстетических объектов, которые существуют в сознании человека.

Точное знание категорий эстетики полезно каждому человеку, ибо помогает нам лучше ориентироваться в безграничном мире эстетических ценностей.

Тем более это имеет отношение к проблемам эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел. Высокая эстетическая культура, широкий духовно- нравственный кругозор, подлинный профессионализм должны отличать всех сотрудников органов внутренних дел, находящихся в сфере правоохранительной деятельности, в непосредственной связи с людьми.

Эстетическая культура выступает в качестве своеобразного связующего материала, цементирующего все звенья служебной и внеслужебной деятельности личного состава ОВД, а, следовательно, и эффективного инструмента реализации всех его творческих потенций. Она является движущей силой, катализатором общественного прогресса.

1.Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. – ФЗ. – М.: Проспект,2011.С.47.

2.Борев Ю.Б. Эстетика. М. «Высшая школа». 2002. С. 43.

3.Никитина И.П. Эстетика. М.: «Высшая школа». 2008. С.176.

4.Бычков В.В.Эстетика. Краткий курс. М. «Проект». 2003. С.114, 116.

Литература

1. Федеральный закон «О полиции». М.,2011.

2. Бычков В.В. Эстетика. М.,2006.

3. Гришин А.А., Пылёв С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России. М.,2008.

4. Дедюлина М.А., Титаренко И.Н. Эстетика. Таганрог, 2001.

5. Золкин А.А. Эстетика. М., 2008.

6. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.,1997.

7. Киященко Н.И. Эстетика – философская наука. М.,2008.

8. Кривцун О.А. Эстетика. М.,2003.

9. Яковлев Е.Г. Эстетика, 2010.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: