Вопрос № 2

В структуре эстетического сознания выделяются два уровня:

обыденный;

научный.


Обыденный уровень является отражением действительности на эмоционально - чувственном уровне. Он не оформляется в систему идей, тогда как второй уровень оформлен в эстетических положениях, теориях, характеризующихся обобщенностью, поэтому обладает большей познавательной силой, способной активно влиять на умы и чувства людей.

Обыденный уровень основывается на обобщенном эмпирическом опыте: эстетические переживания, чувства и т.п.

Специфика эмоционального переживания заключается в том, что

- оно отражает не объект, а отношение субъекта к объекту,

- это отношение имеет не познавательный, а оценочный характер,

- эти оценки не являются логическим следствием каких-либо утилитарных

или моральных принципов.

Специфика чувств состоит в том, что это иррациональный субъективный образ. Как слепому от рождения нельзя объяснить разницу между красным и синим цветом, так и эмоционально невосприимчивому человеку невозможно передать содержание переживания, поскольку он всегда будет требовать редукции эмоциональной информации к рациональной, что в принципе невозможно.


Теоретический уровень опирается на общефилософские представления о мире, человеке и его месте в этом мире: эстетическую оценку, суждения, взгляды, теории, идеалы.

Надо помнить, что границы между уровнями условны, так как специфика эстетического сознания проявляется на каждом уровне.

В эстетическом познании можно выделить два уровня:

чувственно-эмпирическое отражение (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое представление);

рациональное отражение (эстетические суждения, ценности, взгляды, идеалы).

Эстетическое созерцание - особая нацеленность многомерного оценочного отражения предмета внешнего мира. Эстетическое созерцание носит чувственно- сверхчувственный характер. Эстетическое созерцание – это постижение предмета в его целостности, это видение явлений действительности и рассмотрение их под углом зрения эстетической установки, это процесс, при котором можно получить эстетическое наслаждение, выявляя эстетические ценности. Наиболее значительные, яркие и масштабные из эстетических созерцаний имеют миросозерцательный и одновременно познавательный характер. Воспринимая предмет эстетики, мы силой непосредственного чувства прозреваем его значимость для нас и его сущность.

Эстетическое восприятие – особая форма психической деятельности человека, сущность которой заключается в том, что общественно значимое содержание произведений исторически развивающегося художественного творчества становится достоянием отдельной личности. Воздействие произведений искусства на человека – многосторонний процесс, осуществляющийся на всех уровнях его психической деятельности.

Особенности эстетического восприятия обусловлены тем, что люди разных эпох имеют дело не только с произведениями, возникшими в эти же эпохи, но и с совокупным исторически-сложившимся культурным наследием человечества.

С эстетическим восприятием связана деятельность двух органов чувств – зрения и слуха. Восприятие возможно лишь при условии целостности и нормального функционирования всех элементов анализаторов. В процессе эстетического восприятия последовательно раскрываются естественные и социальные характеристики объектов, составляющие чувственно-изобразительные элементы. Их взаимодействие порождает значение целостного произведения, не содержащееся в отдельных элементах.

Эстетическому восприятию и последующей оценке подлежит только единичный, конкретный, индивидуально-неповторимый объект. Не бывает красоты вообще. Красиво не просто дерево, а это дерево, не просто пейзаж, а этот пейзаж. То, что эстетическое всегда конкретно, подтверждается и тем, что даже эстетический идеал, представляющийся абстрагированным от реальной действительности, осуществляется только в конкретной эстетической ситуации.

В качестве исходного момента эстетического восприятия следует назвать воспринимаемую ценностно-значимую форму объекта. Реальные конкретные объекты предстают перед нами в таких внешних проявлениях, как размер, форма, цвет, пропорциональность, симметрия, ритм и т.п. Объект эстетического отношения начинается с внешней формы, но не сводится к ней: форма должна быть взята в единстве с содержанием как содержательная форма.

Эстетическое представление – это схватывание и духовно-культурное присвоение личностью общечеловеческого в реальном мире. Это результат эстетического восприятия, закрепленный в образе.

Теоретический уровень эстетического сознания представлен, прежде всего, эстетическим суждением. Эстетическое суждение – это оценка действительности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Эстетическое суждение – одна из высоких ступеней развития эстетического сознания, которая иногда называется вторичным суждением вкуса. Эстетическое суждение представляет собой осмысление воспринятого в единстве с интуитивным, непосредственным постижением. Главным мерилом оценки выступает эстетический идеал.

Проблема сущности эстетического суждения – одна из важных в эстетике. Само по себе понятие «эстетическое суждение» неочевидно и трактуется по-разному. Это словосочетание может означать, что эстетик выносит некое суждение об эстетическом объекте. Но по логической сути оно ничем не будет отличаться от суждения других ученых о других объектах познания.

В другом случае определение «эстетическое» в применении к суждению может быть понято так, что, в отличие, от суждения обычной логики, которой оперируют все остальные науки, эстетика в силу специфичности своих объектов, располагает какими-то особыми, присущими ей суждениями. Но если это так, то, естественно, встает вопрос о своего рода «эстетической логике», которая имела бы свои законы. Однако мы знаем, что такой логики нет.

Наконец, есть и ещё один вариант трактовки эстетического суждения: допущение, что познание искусства более сложный процесс, чем познание других явлений действительности. Мы часто говорим о неоднозначности, неопределенности, загадочности произведений искусства и их понимания. Появилось даже определение «сверхсмысловой остаток» как след восприятия художественного произведения, находящийся за пределами возможностей нашего сознания.

Специфические особенности эстетического суждения – в оценочном характере. Под «оценкой» принято понимать суждение о значимости чего-либо для человека, о соответствии предметов или явлений представлениям о пользе, совершенстве, красоте. В эстетической оценке основанием служит наличие или отсутствие какого-либо свойства, признака, черты произведения искусства. Мы оцениваем его положительно или отрицательно.

Выделяются три основания эстетической оценки: во-первых, чувство или ощущение; во-вторых, некоторый образец, идеал, стандарт; в-третьих, некоторая иная оценка;

Возможны и другие виды оснований. Главное - прибегать к таким, которые вытекают из природы самого оцениваемого объекта, выражающего его существенные черты. Весь спектр эстетических критериев нельзя исчерпать ни в какой логической цепи.

Эстетические взгляды – это система эстетических концепций, господствующая в данном обществе.

Эстетическая теория характеризуется, прежде всего, систематичностью. Всякая научная проблема эстетики может быть плодотворно решена в том случае, если она будет поставлена в связь со смежными проблемами и рассмотрена как составная часть целостной системы.

Эстетическая теория есть система законов и категорий, теоретически описывающих мир в его богатстве и ценности для человека, освоение этого мира и творчество по законам красоты. Для эстетической теории важно не просто скопить и пересказать факты, а подняться над ними, охватить их взглядом с высоты. Научная система всегда абстрагируется от фактов, сохраняя их в снятом виде.(3)

Важнейшей особенностью научной теории как системы является отсутствие лишнего – принцип минимальной достаточности. Диалектический метод придает научной эстетической теории как системе важное качество – открытость. Это принципиально разомкнутая система, готовая принять и теоретически переработать новые, неизвестные до сих пор явления и факты. Познание и эстетическое освоение действительности не имеет границ.

Метод эстетической теории – это предшествующие знания, накопленные в данной области исследования и преобразованные на основе общефилософской методологии. Методом эстетической теории является диалектический принцип историзма. Он дает возможность рассмотреть явления в их развитии, рассмотреть связи данного явления с другими и изучать историю в свете современности. Эстетическая теория находится в постоянном движении.

В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру.


Понятие «эстетическая потребность» охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности и проявляется в стремлении преобразовать мир.

Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании.

Эстетическая потребность проявляется как потребность в высокой степени упорядоченности, гармонизации всех видов человеческой деятельности и потребность в организованности всех продуктов ее, устремление к получению духовной радости. Эстетическая потребность тесно взаимосвязана с нравственной, ибо стремление к прекрасному и доброму выступает в единстве.

Эстетические потребности являются основой эстетического воспитания, которое осуществляется наряду с формированием государственно-правового мировоззрения и профессионально-нравственного воспитания в органах внутренних дел Российской Федерации.

Эстетический идеал – это образ должной и желаемой эстетической ценности. Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, с позиции которого идет соответствующая аттестация исторической действительности и человека. В категории «идеал» воплощена оценочная природа человеческого познания.


Эстетический идеал – это наиболее сложный уровень эстетического сознания, и его специфика включает в себя все особенности этой формы человеческого сознания. Однако его характеризует и ряд черт, присущих только ему и не встречающихся в других формах эстетического отображения действительности. Эстетический идеал характеризуется всеми чертами, присущими эстетическому познанию в целом.

Наглядность эстетического идеала – это особая форма наглядности, где как бы накладываются друг на друга эстетические представления миллионов людей, тысячи художественных образов, и в результате возникает единый конкретно-чувственный образ, очень различный в деталях, но в главных чертах сходный у представителей одних и тех же культурных общностей.

Эстетический идеал представляет собой результат синтеза и обобщения, но обобщения эстетического, сохраняющего наглядный, конкретно-чувственный характер. В то же время эстетический идеал, раз сложившись, становится высшим критерием эмоциональной оценки всех дальнейших эстетических впечатлений. Каждое новое эстетическое восприятие или художественный образ теперь как бы корректируются, проверяются и сопоставляются с уже имеющимся эстетическим идеалом. В то же время под воздействием возрастающего потока эстетических и художественных впечатлений данный общественно-эстетический идеал сам непрерывно совершенствуется и развивается.

Феномен идеала отчетливо прослеживается на всех этапах развития культуры. Эстетическое сознание в целом и любой его элемент имманентно заключают в себе образец, ориентир, духовную цель, которая и есть эстетический идеал. Слово «идеал» греческого происхождения и в переводе на русский язык это – игра, понятие, образец, представление.

Особенности эстетического идеала:

- в отличие от любого социального идеала существует не в абстрактной, а в чувственной форме, так как тесно связан с эмоциями, чувственным отношением человека к миру;

- определяется разными способами соотнесения эстетического идеала с действительностью;

- связан с характером отражения действительности в идеале;

-заключается в соотнесении объективных качеств действительности и особенностей внутреннего мира человека;

- определяет перспективу развития общества, его интересы и потребности, а также интересы и потребности отдельного человека;

- способствует образованию мифов в сознании человека или общества, как бы заменяя саму действительность.

В обществе эстетический идеал выполняет следующие функции:

- мобилизует человеческую энергию чувств и волю, показывая направление действенности;

- создает возможности опережать действительность, указывая тенденции будущего;

- выступает как норма, образец и как должное;

- служит объективным критерием оценки всего, с чем встречается человек в окружающем мире.

Таким образом, эстетический идеал как эталон для возбуждения и кодирования художественных эмоций представляет собой практически не что иное, как представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало определенному эстетическому идеалу человека.

Важнейшей стороной эстетического идеала являются эстетические чувства. Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Мы испытываем эстетическое удовольствие, наблюдая величественные картины природы, слушая музыку и пение, читая художественные произведения, воспринимая произведения живописи и архитектуры. Эстетические чувства вызывает в нас домашняя утварь, мебель, одежда, обои, которыми оклеена наша комната. Красивыми или некрасивыми мы считаем поступки людей, рассматривая их с точки зрения общепризнанных требований.

Эти чувства могут иметь «созерцательный характер», когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности; они становятся активными, когда органически включаются в нашу действительность. Мы можем испытывать эстетические чувства не только, когда смотрим балет, но и когда танцуем сами.

Связь эстетических чувств с восприятием действительности огромна и общепризнанна. В эстетическом восприятии объективная действительность отражается особым образом – в форме эмоциональных переживаний, вызываемых в нас воспринимаемым явлением.

Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни: когда мы любуемся картиной, изображающей фрукты, у нас не возникает желание их съесть. В основе эстетических чувств лежит особая потребность – потребность в эстетическом переживании. В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в эстетическом удовольствии получила развитие и нашла выражение в созданных человеком различных видах искусства.

Эстетический идеал и эстетическое чувство объединяются в особой форме эстетического сознания, которая называется эстетический вкус.

Формирование эстетического вкуса – важнейшая задача каждого человека. Для сотрудников органов внутренних дел эта задача имеет особую значимость. Она является составной частью профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел, особенно в свете тех задач, которые поставлены в Федеральном Законе о полиции. В самом общем плане эстетический вкус – это способность выявлять прекрасное, высокую художественность отличать от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве.

В психологическом ключе эстетический вкус представляет собой особую способность человека. Она включает в себя свойства чувственного сознания и систему оценок и предпочтений, которые отражают ценностные ориентиры человека. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные возможности образования ВКУСА. Эстетический вкус предполагает осознанное отношение ко всем взаимосвязям человека с миром. Эстетический вкус выполняет функцию раскрытия смысла эстетического сознания: обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии. Вкус выполняет посредническую роль между обыденным и теоретическим сознанием. Эстетический вкус является регулятором эстетических предпочтений. В нем воплощается эстетическое отношение в плане отрицательной или положительной эстетической оценки. Его функции неоднозначны. Вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических самых различных параметров действительности, и как воплощение в эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства действительности по преобразованию мира по законам красоты.

Эстетический вкус может выступать и в виде нормы: в нем формируются оценки новых, ранее неизвестных явлений жизни и искусства.

Эстетический вкус – синтез рационального и эмоционального. Единство эмоционально-рационального в эстетическом вкусе проявляется и во взаимосвязи эстетического идеала и эстетического чувства. Развитый эстетический вкус предполагает способность к художественному воображению, на основе которого эстетическое чувство обогащается и выступает как переживание, преобразующее и оптимизирующее обычные житейские чувства, возвышающие нас и приобщающие к «вечному», непреходящему.

Понятно, что для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации, выявления эстетической ценности человек должен обладать некой специфической способностью. Это хорошо ощущали многие мыслители с древних времен, однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила только в середине 17 века, когда для ее обозначения была выбрана категория вкуса, до этого употреблявшаяся только в качестве обозначения одного из пяти внешних чувств. В 18 веке вкус стал критерием духовно-художественного аристократизма, вокруг его смысла велись многочисленные дискуссии, о нем писались специальные трактаты.

В собственно эстетическом смысле «высокого вкуса» термин «вкус» впервые употребил испанский мыслитель Бальтазар Грасиан. От него этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии.

Определенный итог дискуссиям своего времени о вкусе подвел в середине 18 века Вольтер(1694-1778). Вольтер различает собственно «художественный вкус», «дурной вкус» и «извращенный вкус». Высокий вкус отчасти является врожденным для людей нации, обладающей вкусом, отчасти же воспитывается в течение продолжительного времени на красоте природы и прекрасных, истинных произведениях искусства. Дурной художественный вкус «находит приятность лишь в изощренных украшениях и нечувствителен к прекрасной природе». Обиходную истину «о вкусах не спорят» Вольтер относит только к пище и к явлениям моды, которую порождает прихоть, а не вкус. Истинным вкусом, по Вольтеру, обладает только очень ограниченное число знатоков и ценителей искусства, сознательно воспитавших его в себе. Вкус нации, полагает Вольтер, исторически изменчив и нередко портится. Это бывает в периоды, следующие за «веком наивысшего расцвета искусства». Полемизируя с Вольтером, И.Г.Гердер (1744-1803) утверждал, что эстетический вкус практически является врожденной способностью и присущ представителям всех народов и наций.(4)

Проблеме вкуса уделил большое внимание И.Кант в своей эстетике – «Критике способности суждения». Кант подчеркивает, что суждение вкуса – не познавательное, но эстетическое, и определяющее основание его не объективно, но субъективно. Отсюда главное определение Канта: «Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным».

Итак, категорией вкуса обозначается особая врожденная, присущая в большей или меньшей мере любому человеку способность быть эстетическим субъектом, то есть способность к эстетическому восприятию или творчеству. Особо эстетически одаренные личности обладают высоко развитым вкусом от рождения. Они выбирают путь творцов искусства. Большинство же людей рождается только с зачатками вкуса, которые могут быть развиты до достаточно высокого уровня в процессе эстетического (художественного) воспитания.

Вкус – это способность к участию в эстетическом отношении с миром. Если он слабо развит у человека или извращён, то этот человек живёт существенно обедненной жизнью. Ему недоступны те удивительные высоты гармонического единения с Универсумом, высочайшего духовного парения и наслаждения, которых достигает человек с высоко развитым эстетическим вкусом, будь то в процессе художественного творчества или эстетического восприятия, эстетического созерцания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: