Эффективность социальной работы

1. Эффективность СР: понятие, элементы.

2. Критерии и показатели эффективности СР.

3. Социальная и экономическая эффективность СР

4. Методы определения эффективности СР

1. Каждый вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок является эффективность.

В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике – это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине – это приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме.

Определения разные, но в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма (или идеал).

Главным в этом перечне являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата дает представление об эффективности деятельности. Эффективность суть реализации цели. Конечным выражением этой степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшей степени. Но вполне справедлива формула:

Эф.=Р/Ц, где Р – результат, Ц – цель.

Следует также иметь ввиду, что эффективность, может быть как положительной, так и отрицательной. Например, эффективность социальной политики в России в 90-е гг. скорее отрицательная, чем положительная.

Учитывая, что результат зависит от условий (У) и затрат (З) деятельности, означенную выше формулу эффективности следует уточнить. В этом случае она имеет вид:

Эф.= Р/Ц + З + У

Вся трудность, если мы абстрагируемся от условий, а часто и невозможность применения этой формулы заключается в том, что во многих видах не определены методы определения норм затрат. Даже в экономической деятельности нормирование труда, материальности, финансовые затраты определяются «на глазок».

Еще труднее определить затраты в социальных, духовных видах деятельности.

Существенным показателем понятия «эффективности деятельности» следует признать общепринятую норму (или идеал). Есть общепринятые этические нормы (например, уважение к старости, почитание матери), распространенность в обществе которых служит критерием его нравственного здоровья. Социальная работа направлена на поддержание и укрепление этих норм. Такую же роль всеобщего мерила играют и различные идеалы. Говорят об идеалах красоты, идеальном здоровье, идеале общественного устройства. Идеал – это наиболее совершенное состояние какого-либо предмета или явления, которое может и не находит реального воплощения в жизни, но о котором все мечтают. Сам по себе идеал трактуется как высшая цель деятельности.

В нашей стране вопросами эффективности начали заниматься со II половины 90-х гг.

Формула. Результат означает конечный итог. Учитывая специфику СР как определенного вида деятельности, результат ее должно видеть в оказании помощи, защите людей и, особенно, так называемых, слабых слоев.

Результат всякой деятельности сопряжен с целью, которая интерпретируется как планируемый результат. Применительно к СР цели могут быть конкретизированы следующим образом. Одной из главных целей СР является – удовлетворение потребностей клиентов. Как общая цель она может быть дифференцирована на подцели.

Цели могут быть также конкретизированы с учетом специфики объекта, направлений и уровней СР. В последнем случае речь должна идти о СР в стране, регионе, области, крае, городе, сельской местности на уровне отдельных социальных служб, социальных институтов и С.Р.

Составляющей эффективности являются затраты, т.е. то, что истрачено, израсходовано. Вид затрат, их совокупность зависят от вида деятельности и реализации тех или иных целей. Применительно в СР затраты могут быть материальные, финансовые: затраты на устройство различного рода социальных служб, финансовое обеспечение потребностей клиентов, а также физические и умственные (в т.ч. нравственного, психологического характера) и временные (дни, недели, месяцы, года).

Важнейшим компонентом эффективности деятельности являются ее условия. Это – совокупность особенностей орудий и предметов труда, состояние производственной среды и организации труда, которые существенно влияют на здоровье, настроение и работоспособность индивида. Выделяют 4 группы элементов условий труда:

1. санитарно-гигиенические (освещенность, шум, вибрация, измерения, контакт с водой, маслом, токсичными веществами);

2. психофизиологические (физическая нагрузка, монотонность работы, рабочая поза);

3. социально-психологические (социально-психологический климат в обществе в целом, в трудовом коллективе, семье и т.д.);

4. эстетические (художественно-конструктивные качества рабочего места, применение музыки и т д.)

Создание нормальных условий труда – важный фактор социально защищенности людей, самих социальных работников.

В определении эффективности важную роль играют такие показатели, как общепринятые нормы (или идеалы). Можно отметить, что определенные социальные нормативы (min заработная плата, пенсия, расходы на человека в больнице и др.) в России явно занижены. Даже при соблюдении этих нормативов эффективность СР является низкой. Эти и другие нормативы далеки от идеала и не обеспечивают оптимальной защиты людей. В жизни эффективность всегда оценивается и по практической и по эталонной, идеальной цели. Следовательно, эффективность деятельности динамическая величина: что сегодня «устраивает» общество, клиента, завтра (в других условиях) может уже не удовлетворять их. Появляются новые потребности или качественно видоизменяются старые. Закончив свою работы человек (СР-к) в той или форме сравнивает достигнутый результат, приблизительно по такой схеме: что было – что стало – что должно быть. Что было – что стало – это оценка результата, оценка эффективности с точки зрения практической цели. «Что должно быть» - это оценка той же эффективности с позиции цели-идеала.

Подводя такой промежуточный итог, можно сказать, что существенными составными компонентами эффективности являются: цель, результат, затраты, условия, идеал. И эффективность можно определить так: это оценка результата деятельности посредством его сопоставления с практическими целями, затратами и идеалами.

Рассмотрим эффективность СР в 3-х ее аспектах: как науки, учебной дисциплины и вида практической деятельности.

Эффективность СР как науки может быть выражена в уровне знаний, степени приобретения умений, создание новых технологий, теорий, концепций, парадигм, владение инновационными подходами, в степени усвоения достижений отечественной и зарубежной науки, в освоении закономерностей в развитии, принципов и методов СР.

Эффективность СР как учебной дисциплины может быть выражена как целостное представление выпускников о СР, ее основных направлениях, технологиях, методах и организации, научение этим методам, т.е. системы знаний по СР, владение необходимыми умениями.

Эффективность СР как практической деятельности отражает степень изученности и удовлетворенности социальных потребностей различных категорий людей, нуждающихся в помощи при оптимальных затратах.

В количественном и качественном определении (измерении) эффективности СР важным компонентом выступают социальные потребности. Потребности человека дифференцируются в зависимости от объектов СР и ее основных направлений, т.е. социальная реабилитация, социальной обеспечение, социальное обслуживание.

2. Для практического определения эффективности необходимы достаточно четкие и оперативные критерии и показатели.

Критерий употребляется в 2-х смыслах:

- это признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-нибудь;

- это мерило оценки.

Критерии – это наиболее общие показатели. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния СР, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Они должны быть объективными, отражающими не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки, необходимыми и достаточными, быть мерилом оценки результатов деятельности. Каждый критерий может включать группу качественных и количественных показателей, раскрывающих его содержание.

Нетрудно заметить, что понятие «критерий» можно логично связать с понятием «цель». В цели сформулированы сущность, качественные признаки того предмета, явления, процесса, к которым стремится человек, какова цель, таков и критерий. Ведь результат любой деятельности оценивается по степени достижения цели.

Основными целями СР, как уже отмечалось, служат:

· удовлетворение социальных потребностей;

· утверждение самостоятельности и ответственности людей в решении проблем;

· помощь в реализации общественных, индивидуальных интересов социально обездоленных людей.

По степени реализации этих целей правомерно судить об эффективности СР. Эти цели суть критерии эффективности СР.

Критерии эффективности – это нормативы, стандарты, на основании которых производится оценка результатов по достижению цели.

Критерии – довольно абстрактные духовные образования и пользоваться ими в практической СР не всегда бывает удобно: они оказываются слишком общими для оценки конкретных действий. Нужны эмпирические показатели критериев. Нас интересуют в 1 очередь социальные показатели как качественные и количественные характеристики состояния социальных объектов и процессов. В широком смысле к ним относят демографические, экономические, социальные показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют определенные свойства, количественные - меру их выраженности, развития.

Применительно к СР социальными показателями являются материальное положение семьи (человека), состояние клиента, зависимость его от алкоголя и т.д.

Следующая группа критериев служит как бы достижением выше приведенной группы:

1. организованность и оптимальность структуры социальных служб, развитость их материально-технической базы;

2. гарантии качества СО клиентов:

3. применение современных социальных технологий, обеспечивающих надежность социальных услуг.

В свою очередь, такой критерий как оптимальность структуры социальных служб может быть раскрыт с помощью следующих показателей:

- Формы собственности (государственные, муниципальные и службы других форм собственности);

- По видам СО (материальная помощь, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги);

- Виды СО клиентов (комплексные, специализированные).

Если возьмем такой вопрос: обеспеченность социальными услугами проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Для этого можно использовать следующий критерий: обеспеченность материально-техническими условиями.

Показатели – предоставление жилой S помещений для организации реабилитационных мероприятий, культурно-бытового обслуживания; оснащенность помещений, мебелью согласно нормативов и т.д.

Критерий оказания правовых услуг. Показатели: помощь в оформлении юридических документов; содействие в получении консультативной помощи; содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ.

Безусловно, вопрос о критериях и показателях является очень сложным и актуальным, т.к. именно с их помощью возможно оценить, насколько эффективна или неэффективна СР.

Оценить количественно эффективность социальной защиты можно вводя критерии или коэффициенты. Например, если принять во внимание, что одной из задач территориальных органов социальной защиты является учет малообеспеченных граждан и оказание им материальной помощи, что можно ввести 2 коэффициента определения эффективности работы органов социальной защиты: социальная эффективность (СЭ) и экономическая эффективность (ЭЭ).

Социальная эффективность может быть рассчитана по формуле:

СЭ = ЧМП: ЧМ,

где ЧМП – численность малообеспеченных граждан, которым в отчетном периоде (месяц, квартал, год) была оказана материальная помощь; чел.

ЧМ – численность малообеспеченных граждан, стоящих на учете в органах социальной защиты населения на начало отчетного периода (месяц, квартал, год), чел.

Поскольку, материальная помощь может быть оказана в виде денег, продуктов, вещей и т.д., то и определить социальную эффективность можно как в целом, так и по отдельно взятым видам материальной помощи.

Показатель социальной эффективности – величина относительная. Очевидно, что если ни 1 человеку не было оказано никакой материальной помощи, то за этот временной период социальная эффективность работы органов социальной защиты будет =0.

В то же время при активной работе по оказанию помощи малообеспеченным гражданам показатель социальной эффективности может быть > 1.

Однако подобный подход к определению в количественном виде эффективности деятельности органов социальной защиты имеет ряд недостатков. Сегодня отсутствуют четкие критерии определения самого понятия малообеспеченности, т.е. органы социальной защиты во многом субъективны при определении, является ли тот или иной гражданин малообеспеченным, а значит, появляется широкий спектр возможностей для уменьшения показателя ЧМ и, соответственно, завышение показателя СЭ.

Аналогично и с размером оказываемой помощи. Желая получить максимально возможный показатель СЭ, можно не только искусственно занизить численность малообеспеченных граждан, стоящих на учете в органах социальной защиты, но и завысить численность граждан, которым была оказана помощь.

Какую помощь считать достаточной, и в каких случаях; СР-к сегодня решает исходя не из твердых и однозначных нормативов, а из личного опыта, знаний, немногочисленных рекомендаций методического характера. Следовательно, один и тот же размер материальной помощи на вполне законных основаниях может быть выделен на 1 человека или нескольких. Соответственно это повлияет на определение величины СЭ.

Несколько смягчить ситуацию позволит показатель ЭЭ, который может быть рассчитан по формуле:

ЭЭ = РМП: СЭ,

где РМП – расходы за отчетный период (месяц, квартал, год) на оказание материальной помощи, руб;

СЭ – показатель социальной эффективности за отчетный период.

Очевидно, что при фиксированном размере РМП экономическая эффективность будет уменьшаться в случае увеличения показателя СЭ, т.е. в случае, если искусственно будет завышаться количество людей которым оказана помощь, или занижаться количество малообеспеченных граждан, стоящих на учете в органах социальной защиты населения.

Зависимость между показателями СЭ и ЭЭ равно как и их оптимальное соотношение, которое может быть установлено только эмпирическим путем. Но для этого необходимы четкие критерии определения малообеспеченности человека или семьи и минимального размера оказываемой помощи.

Одним из важнейших факторов, условий эффективности является профессионализм СР-ка, его личностные качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: