Пять самых важных глаголов

Было это, кажется, совсем недавно... Мы сидели с Симоном Львовичем в уютном дешевеньком кафе, обсуждали проблемы педагогики и то рациональное, что виделось ему в моем учительском опыте.
Вспоминая эту встречу и множество других, скажу без ложного пафоса: Соловейчик – это явление; наиважнейший, ключевой этап в моей жизни и в жизни тех учителей-новаторов, с которыми я подружился. Спустя годы особенно ясно понимаешь, какую роль сыграл он в нашей нелегкой, но блистательно яркой судьбе.
Сегодня я работаю над книгой, восемнадцатой по счету, где не раз прозвучит его имя – основателя педагогики сотрудничества и популярнейшей учительской газеты «Первое сентября». Книга будет называться «Публицистика урока».
Изучать литературу – это значит воспитывать ею, не уходя, конечно, от нее как учебного предмета. Первоначально настоящее художественное произведение необходимо каждому из нас не для культуры, а чтобы выжить, выстоять, не сломаться. Неотъемлемой частью культуры книга станет позже, когда обретем опору – и жизненную, и душевную, когда появится потребность узнать мир, в котором живем.
«Публицистика урока» пытается в ком-то разбудить Человека, кому-то высоким стилем поведать о Человеке, кого-то вдохновить Человеком. Да, Человеком нужно сегодня и вдохновлять! Быть может, тогда кое-кто из молодых людей отложит в сторону нож, перестанет думать об огнестрельном оружии. Цель моей работы – помочь молодежи.
Я хочу превратить современный урок литературы в жаркое общение с молодежью в защиту Человека!
За последнее десятилетие в моей жизни произошло многое. Прежде всего я несколько лет вел совершенно новый предмет в школе, который назывался «Практическое человековедение». Я работал в педагогических классах и ввел эту дисциплину, чтобы помочь ребятам понимать человека, с которым они будут работать. «Практическое человековедение» – значит не громкими словами говорить о человеке, а неспешно разобраться, что это за явление – Человек.
Через некоторое время я пошел дальше, опять-таки работая в педагогических классах 307-й школы Санкт-Петербурга. Я открыл новую форму урока – так называемый «учительский урок», где я не только давал знания по литературе, но еще и комментировал себя как учителя, чтобы ребята видели, какими приемами, какими способами я их увлекаю. И в этом смысле каждый из них, еще сидя за партой, в определенной мере становился учителем.
Вслед за этим появился “дуэтный урок”, который вели сразу два учителя-словесника, вызывая наивысшую степень ученической активности.
Пятью глаголами – любить, понимать, принимать, сострадать, помогать – я определил своеобразную “таблицу духовности” (духовность я трактую как живой интерес к живому и ответственность за него). Прибавлю к этому и принцип “скользящего акцента”. Именно он определяет, где, на каком уроке и сколько отдать внимания образовательному, эстетическому, нравственному его началу.
Эти новшества искренне заинтересовали многих педагогов нашей страны; они съезжались, чтобы лично прочувствовать атмосферу практического человековедения, пощупать методическую ткань «учительского урока» и прислушаться к неповторимому ритму «скользящего акцента».
Мне довелось поработать в частных учебных заведениях «Экстерн» и «Дельта», тоже небезуспешно. Но в душе я сохранил преданность обычной школе, где в классе много не похожих друг на друга ребят. Я всегда был заинтересован в большом классе, мне всегда была нужна аудитория в широком смысле слова – как публика, как народ, как люди. Это помогало и помогает мне вдохновиться, найти хорошее, горячее слово.
Потом меня приняли в Союз писателей – приняли безоговорочно и даже какими-то грамотами уже наградили.
Я продолжаю встречаться с учительскими и студенческими аудиториями, постоянно провожу консультации – другими словами, не отошел от учительской жизни, хотя в данный момент в школе не работаю. Но это лишь временно – без школы мне никак нельзя.

1. Педагогическая библиотека на http://www.pedlib.ru/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: