Сотрудничество в деятельности педагогов-новаторов

Автор: Копылова Н. А., аспирантка кафедры педагогических технологий РГУ имени С. А. Есенина Дата публикации: 24.01.2006 Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» URL статьи: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=19

Процессы обновления, происходящие сейчас в нашем обществе и затрагивающие все сферы социальной жизни, требуют по-новому взглянуть на состояние учебно-воспитательного процесса. Особенность современного этапа экономического и социально-политического развития нашей страны заключается, прежде всего, в новых требованиях, которые предъявляются обществом к развитию каждого учащегося.

Сотрудничество в педагогике может быть рассмотрено как форма организации учебно-воспитательного процесса. Сотрудничество всегда связано с известной позицией преподавателя по отношению к ученику. Эта позиция чаще всего обозначается как партнёрство, товарищество. В связи с этим сотрудничество предполагает усиление элемента взаимодействия в процессе обучения и воспитания. «Сотрудничество предполагает не только участие, но и обмен определёнными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности при условии их осознания всеми её участниками»[1].

Актуализация проблемы сотрудничества в настоящее время не случайна. Ее постановка обусловлена, во-первых, социальными процессами, происходящими в обществе (демократизация отношений, усиление роли человеческого фактора и др.); во-вторых, состоянием массовой педагогической практики (недостаточная взаимопомощь педагогов и школьников, их неудовлетворенность учебно-воспитательным процессом; непонимание необходимости, неумение, а иногда и нежелание педагогов изменять свою позицию по отношению к учащимся).

Все педагоги-новаторы, создатели «Педагогики сотрудничества» (целого педагогического направления в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию преподавателя и ученика; имеет присущую себе технологию педагогического процесса; имеет своеобразные черты взаимодействия педагога — учащегося), в педагогическом процессе выделяют главную категорию воспитания и обучения: «сотрудничество». Их педагогические концепции имеют много общего. В частности, они полагают, что сотрудничество, гуманизм, демократизм, творчество, взаимное уважение, понимание, отзывчивость, великодушие, человечность, доброта, доверие, терпение, выдержка, общение, оптимизм, доброжелательная помощь учителя, работа в коллективе, партнёрство, диалог всех, доверительная атмосфера, психологический комфорт — важные составляющие воспитания и обучения детей. В педагогике сотрудничества воспитатели и воспитанники являются субъектами воспитательного процесса в равной степени. Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что любовь к детям, одинаковое отношение к ним важны для создания благоприятных отношений в коллективе. В воспитании и обучении каждый член педагогического процесса (и педагог, и учащийся) должны иметь равные условия, право выбора. Надо сделать так, чтобы каждый ученик мог радоваться успехами своего труда и труда своих товарищей. Воспитание и обучение должны следовать неразрывно друг с другом.

По мнению педагогов-новаторов, учителю следует быть глубоко гуманным, образованным, творческим человеком, понимающим, знающим индивидуальные возможности учеников, готовым прийти на помощь, к общению в любое время, способным обеспечить мотивацию учения для каждого, включать каждого ребёнка в активную деятельность, поощрять малейшую инициативу каждого, вызывать удивление своим трудом, чтобы школьники захотели подражать. Надо уметь учиться у себя и у своих учеников, а не копировать уроки других, т.к. ученики — соратники учителей, готовые к совместному поиску. Без сомнения, самообразование учителя — важная составляющая педагогического процесса.

Родители и учителя должны быть союзниками в воспитании ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей — важный шаг на пути развития личности.

Педагоги-новаторы признают, что в детях надо развивать целеустремлённость, уверенность, активность, ответственность, интеллект, эмоциональную культуру, воображение, память, щедрость, товарищество, трудоспособность, настойчивость в поиске, умение обобщать, наблюдать, преодолевать трудности в познании, работать в коллективе, способность к сотрудничеству, сотворчеству, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоопределению; воспитать познавательную самостоятельность, интерес к учению. Важно приобщить каждого ученика к ежедневному напряжённому умственному труду, к духовным и материальным ценностям своего народа и других народов, ликвидировать перегрузки школьников. Бесспорно, гармоническое развитие личности ребёнка является целью педагогического процесса.

Подчас, содержание и методы педагогов-новаторов отличаются, но всё равно все они подчинены одной цели: воспитание и обучение детей по принципам гуманистической педагогики — педагогики сотрудничества.

Так, донецкий учитель физики и математики, заслуженный учитель Украины (1987), народный учитель (1990) В.Ф. Шаталов активно использует опорные сигналы, различные формы опроса (письменный, тихий, устный, магнитофонный, по листам взаимоконтроля), разные типы уроков, вводит теоретические знания крупными блоками и т.д. Таким образом, методика В.Ф. Шаталова, главным образом, направлена на обучение школьников.

Следует отметить, что Ш.А. Амонашвили и С.Н. Лысенкова занимались изучением обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, имеющего свои особенности. Грузинский педагог, профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент академии педагогических наук России, учитель экспериментальной школы №1 г. Тбилиси Ш.А. Амонашвили изучал развитие личности детей шестилетнего возраста. Он полагает, что содержание учебного материала должно быть рациональным и интересным, больше времени следует уделять изучению родного языка, математики, труда, музыки, рисования.

Московская учительница начальных классов С.Н. Лысенкова, как и В.Ф. Шаталов, применяет в своей работе опорные схемы. Она считает, что содержание определяет интерес к познанию, что надо знакомить детей с новыми понятиями творчески. На её уроках применяется комментированное управление: мыслю, говорю, записываю, различные виды самостоятельных работ, работ с учебником.

Ленинградский педагог, учитель литературы (словесник) Е.Н. Ильин считает деталь опорой размышления (от малого к большому), формулы систематизацией содержания, раскрытием главных связей. На его уроках происходит энергичное продвижение к истине (понимание). Е.Н. Ильин использует на уроках проблемные вопросы и ситуации. Как и С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин выдвигает идеи опережения и перспективы в обучении. Желанным итогом урока, по мнению Е.Н. Ильина, является момент, когда «учитель не нужен». Урок, как полагает Е.Н. Ильин, должен начинается с отметки, а не заканчивается ей. Е.Н. Ильин утверждает, что школа не готовит к жизни, школа — сама жизнь.

Ленинградская учительница истории, народный учитель Т.И. Гончарова считает, что осмысление событий прошлого должно осуществляться через уроки истории с использованием всех положительных моментов в настоящем, посредством лично найденных ответов на сложнейшие вопросы, взаимообмена информацией, взаимодополняющих вопросов. Она разработала педагогические правила, необходимые в педагогическом процессе:

· «лучше не дойти, чем перейти, зайти слишком далеко, т.е. все рассказать, ничего не оставив на долю ребят;

· лучше в своём сообщении соединять деловитость с занимательностью»[2].

Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что коллектив — важная составляющая педагогического процесса, однако более всего эту мысль развил и внедрил в практику ленинградский педагог, доктор педагогических наук (1971), профессор Ленинградского государственного педагогического института (ЛГПИ) имени А.И. Герцена (ныне Российский педагогический университет), член Академии педагогических наук России (1989), создатель Педагогики общей заботы И.П. Иванов, который утверждает, что формирование личности происходит только в коллективе и через коллектив. И.П. Иванов разработал методику КТД, в основе которой лежат забота и творчество, анализ каждого дела, являющиеся, по словам С.Л. Соловейчика, ключом к этой методике. И.П. Иванов применял в своей работе самоуправление школьников. Следует отметить, что методика И.П. Иванова в большей степени ориентирована на воспитание учащихся.

Писатель, публицист, сотрудник газеты «Комсомольская правда» С.Л. Соловейчик активно занимался вопросами педагогики сотрудничества, осмысливая и выражая их. Он полагает, что в воспитании детей важную роль играет пример взрослых, сотрудничество с ними, их учителями и родителями.

В заключение следует отметить, что все педагоги-новаторы утверждают, что, используя педагогику сотрудничества можно развить высокогуманную, образованную, творческую, самостоятельную, активную, ответственную добросовестную, организованную, нравственную, культурную, вежливую, способную работать в коллективе, любящую своё Отечество личность с высоким уровнем творческой мотивации к учебному труду, сотрудничеству, сотворчеству, общению, с чувством собственного достоинства, с чувством долга.

Таким образом, сотрудничество педагогов и учащихся есть форма демократизации, гуманизации их отношений. Оно характеризует принципиально новый уровень организации всего педагогического процесса и предполагает обязательную активность обеих сторон, установление определенной меры этой активности.

сноски

· [1] Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Гребёнкиной Л.К., Байковой Л.А. 2-е изд. Рязань: РГПУ, 1999. 232с. С.41

· [2] Гончарова Т.И. Уроки истории — уроки жизни // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1987. С.293 — 294.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: