1. Личность И.В. Гете и контекст немецкой литературы XVIII века.
2. Творческая история «Фауста» Гете.
3. Жанровое своеобразие «Фауста».
4. Композиционные особенности:
– характер «Посвящения»;
– эстетические позиции Гете в «Театральном прологе»;
– символический характер «Пролога на небе»;
– сущность спора между Богом и Мефистофелем.
5. Проблема познания и самопознания в трагедии «Фауст»:
– Фауст и Дух Земли; Фауст и Вагнер; Фауст и Мефистофель;
– Фауст и Маргарита; Фауст и Елена; Фауст и народ.
6. Смысл истины, найденной Фаустом (последний монолог).
7. Литература сентиментализма и роман И.В. Гете «Страдания юного Вертера».
8. Универсальность «Фауста».
Литература
1. Гете И.В. Фауст (любое издание). Страдания юного Вертера.
2. Аникст А.А. Гете и «Фауст»: От замысла к свершению. М., 1983.
3. Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986.
4. Байкель В.Б. Мещанская драма эпохи Просвещения. Тюмень, 1990.
5. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.
6. Гетевские чтения. М., 1986, 1991, 1993, 1999.
|
|
7. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л., 1981.
8. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.
9. Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней. М., 1987 (гл.1).
10. Михайлов А.В. Природа в творческой мысли Гете // Гетевские чтения. 1991. М.,
11. Силецкая О.А. Жизнь искусства в осмыслении Д. Дидро, Г.Э. Лессинга и И.Г.
Гердера.. // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. М.: МГУ, 2004.
12. Стадников Г.В. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. Л.,
1987.
13. Тураев С.В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.
14. Шкловский В. О теории прозы. М., 1983. С.188-204.
15. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1981.
16. Якушева Г.В. Дегероизированный Фауст XX века // Гетевские чтения. 1999.
МОДУЛЬ 3.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ЗАНЯТИЕ 12. Романтизм как литературная эпоха; национальные школы романтизма: романтизм в Германии
1. Творчество Э.Т.А.Гофмана: общая характеристика.
2. Жанр романтической новеллы в творчестве Э.Т.А.Гофмана.
3. Тема искусства, герой художник в новелле «Золотой горшок».
4. Мотив двойника в новелле «Песочный человек».
5. Принцип двоемирия и его системообразующая роль в поэтике романтического произведения.
Литература
4. Гофман Э.Т.А. Новеллы (любое изд.)
5. Бент М.И. Поэтика сказочной новеллы Гофмана как реализация общеромантической эволюции // В мире Э.Т.А.гофмана. Вып. 1. Калининград, 1994.
6. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
7. В мире Э.Т.А.Гофмана: Сб.ст. /гл.ред. В.И.Грешных.. Вып. 1. Калининград, 1994.
8. Эстетика немецких романтиков. СПб., 2006.
9. Якушева Г.В. Гете о Викторе Гюго: к проблеме романтической и просветительской концепции мира //Гетевские чтения-2003. М., 2003.