Пояснительная записка. Курс западноевропейского реализма охватывает период с начала 1830-х годов до начала 1870-х годов и традиционно рассматривается на двух этапах своего развития

Курс западноевропейского реализма охватывает период с начала 1830-х годов до начала 1870-х годов и традиционно рассматривается на двух этапах своего развития – реализм первой и второй половины XIX века. В каждом этапе характеризуются его эстетическое своеобразие и типологическая общность реалистической системы, но особый акцент сделан на преемственности этапов.

Цель изучения курса – дать проблемное рассмотрение историко-литературного материала в свете сквозных, системообразующих аспектов реалистической эстетики: родовая поэтика, романный жанр, диалектика реалистического характера на разных уровнях типизации (тип – характер), проблема соотношения социально-исторического, психологического и вечных нравственных начал в реалистическом воспроизведении мира и человека.

Достижение указанной цели возможно при успешном решении следующих задач:

· сознательное усвоение наиболее важных общих закономерностей развития реализма в зарубежных литературах;

· постижение национальной специфики реалистического искусства на примере двух стран - Франции и Англии;

· ознакомление с индивидуальным своеобразием художественного мастерства самых значительных писателей этой эпохи.

Реализм XIX века исходит из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать (как это делал романтизм) общечеловеческие, глобальные явления в психике и мироздании – как уже сложившиеся и вневременные. Изучение истории и теории реализма предполагает проведение постоянных аналогий и противопоставлений реализма и романтизма, выявление общих черт и различий реализма XVIII века – рационалистического, вскрывающего общее, и реализма XIX века, обращающегося и к общему, и к индивидуальному.

Реализм в целом тяготеет к изображению широких картин, к исследованиям причин и следствий, поэтому основным ее жанром становится роман (социальный, социально-психологический, реже – роман воспитания). Драма на этом этапе менее развита, она набирает силу только к концу века, с усилением конфликтности эпохи. Значительные изменения претерпевает поэзия, все большее значение приобретает форма стиха, усиливаются мистические черты за счет использования вторых планов и подтекста. Поэзия лишается риторики, наполняется необычным, шокирующим.

Самым значительным явлением в литературе данного периода является французский реализм. Его эстетика складывается в «Предисловии к «Человеческой комедии» и в «Этюде о Бейле» Бальзака, в работах Стендаля «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская», в предисловии П.Мериме к роману «Хроника времен Карла IX» и главе VIII из этого романа. В указанных работах содержится обоснование главного принципа отражения в реализме, законы воспроизведения реального мира, представление о связях человека и общества, предмет изображения, формы воспроизведения действительности, указание на специфику стиля и роль автора. Этап Флобера вносит изменения в принципы отражения действительности – объективность вместо авторского комментария и скептицизм.

Английская литература отличается своим нонконформизмом, идеями морали, проводимыми через все сюжетные ходы и характеры, демократичностью персонажей по сравнению с французским типом литературы. Особого внимания требует эволюция жанра романа Диккенса: роль сказочного начала, переход от юмора к сатире, авторская концепция о реально существующей, но не замечаемой людьми связи во всем, что определяет появление предчувствий, тайны, неожиданных узнаваний, счастливых концовок. Этап Теккерея следует соотнести с этапом Флобера. В концепции мира и характера у Теккерея особого внимания заслуживает предисловие к романам «Ньюкомы» и «История Пенденниса», где автор представляет свое отношение к развитию мира и человека, роли интриги в романе.

Содержание курса разработано в соответствии с программой Г.Н.Храповицкой, Н.Г.Калинниковой (История зарубежной литературы: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 «Филология» / Под ред В.А.Лукова. – М.: Флинта: Наука, 1999 – С.93-99).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: