КонецXIX - начало XX вв. – переходная историко-культурная эпоха. Изучение литератур переходных эпох позволяет отчетливее выявить динамику литературного процесса.
Своеобразие эпохи рубежа XIX – XX вв. определяется образами «конца века», «кризиса цивилизации», «переоценки ценностей», наблюдается несовпадение исторических и литературных границ, ее «неправильное» пространство. Литературные стили данного периода (натурализм, реализм, символизм) характеризуются несинхронным развитием, в значительной степени им свойственны неклассичность, символичность. Ведущей культурологической эмблемой эпохи становится декаданс, который является символом переходности, парадоксальности культуры, разрывающейся между прошлым («конец») и будущим («начало»).
Цель изучения курса – открыть не вполне известный рубеж веков, попытавшись приблизить писателей к самим себе и духу их времени, к установленным ими самими требованиям литературного мастерства.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
|
|
· показать внутреннюю противоречивость, диалогичность, и синтетичность литературного процесса «рубежа веков»;
· на основе художественного словаря эпохи рассмотреть типологию ее литературных стилей;
· соотнести данную типологию с творчеством крупнейших писателей, давших этим стилям в своих произведениях оригинальное прочтение;
· показать, что за каждой категорией исторической поэтики стоят, во-первых, смысл, крайне гибкий, разнообразный, подвижный; а во-вторых, реальные писательские усилия, борьба художника с самим собой за оправдание творчества.
Материал курса отбирался в соответствии со следующими принципами:
· представление основных, наиболее зрелых на рубеже XIX – XX вв. национальных культур: французской, английской, немецкой, американской;
· рассмотрение самых значительных для рубежа веков литературных направлений, течений и школ (натурализм, символизм, реализм, неоромантизм, эстетизм и др.) в лице их крупнейших представителей;
· демонстрация характерного для эпохи рубежа веков разнообразия литературных жанров: натуралистический роман-фреска (Э.Золя «Жерминаль»), новеллы Ги де Мопассана и Т.Манна, драматическая философская поэма («Пер Гюнт» Г.Ибсена), драма-дискуссия («Дом, где разбиваются сердца» Б.Шоу), статичная драма («Слепые» Метерлинка) и др.
· рассмотрение литературного произведения в литературном контексте.
Содержание курса разработано в соответствии с программой В.П.Трыкова (История зарубежной литературы: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 «Филология» / Под ред В.А.Лукова. – М.: Флинта: Наука, 1999 – С.112-119).