Произведения Дона – Аминадо

Биография Дона – Аминадо

Дон-Амина́до (после Второй мировой войны печатался как Д. Аминадо, настоящее имя Аминодав Пейсахович Шполянский; 7 мая 1888[1] — 14 ноября 1957) — русский поэт-сатирик, мемуарист, адвокат[2]. Дон-Аминадо родился и вырос в Елисаветграде (Херсонская губерния) в 1888 году[2], учился юриспруденции вОдессе

(юридический факультет Новороссийского университета) и Киеве, по завершении высшего образования (1910) поселился в Москве и занялся адвокатской (помощник присяжного поверенного в 1912—1915 гг.)[2] и писательской деятельностью (постоянно сотрудничал в газете «Раннее утро» и журнале«Сатирикон»).

Будучи солдатом во время Первой мировой войны (в 1915 г. ранен и вернулся в Москву[2]), Дон-Аминадо опубликовал свою первую книгу патриотико-лирических стихотворений «Песни войны» (1914, М.; 2-е изд. — М., 1915)[2].

Встретил февральскую революцию 1917 года пьесой в стихах «Весна Семнадцатого года»[3], однако не принял октябрьский переворот большевиков. В 1918 году были закрыты все газеты, где он публиковался, после чего он уехал в Киев, сотрудничая там с газетами «Киевская мысль», «Утро», «Вечер», а затем печатался в одесской газете «Современное слово»[2].

В январе 1920 года эмигрировал[2] через Константинополь в Париж, где регулярно вплоть до 1940-х гг. печатал фельетоны в газете П. Милюкова «Последние новости», сотрудничал также с другими эмигрантскими изданиями: детским журналом «Зелёная палочка» (1920-21), «Свободная мысль», журналом «Иллюстрированная Россия», журналом «Сатирикон» (в 1931 был там фактическим соредактором), альманахом «Сполохи», выпустил несколько сборников своих произведений[2].

В 1920 году в Париже стал масоном. Прошёл посвящение в парижскую масонскую ложу «Космос» № 288 (ВЛФ)[4][5].

Дона-Аминадо читали много и с увлечением, он стал известен и французским читателям благодаря книге Le rire dans la steppe (1927, «Смех в степи»). Свой сборник «Накинув плащ» (1928) Дон-Аминадо определял как «собрание лирической сатиры»; в типичной для него манере игры известными названиями озаглавлены разделы сборника «Нескучный сад» (1935), напр. «Новый Козьма Прутков», «Западный диван» или «Вечере на хуторе близ Булоньки». В период нацистской оккупации Франции — на нелегальном положении. После Второй мировой войны (уже под изменённым псевдонимом — Д. Аминадо) напечатал ещё один сборник стихов и воспоминания «Поезд на третьем пути» (1954). После смерти Дона-Аминадо его архив был перевезён на родину И. Зильберштейном.

Произведения Дона – Аминадо

Сборники стихов и прозы «Дым без отечества» (Париж, 1921), «Наша маленькая жизнь» (Париж, 1927), «Накинув плащ. Лирические сатиры» (Париж, 1928) продолжали классическую традицию русского юмора с его состраданием к «маленькому человеку», но эта тема трансформировалась применительно к эмигрантскому зарубежью. «Дым без отечества» щиплет глаза, туманит сознание его героя, злой скепсис разочаровавшегося в революции либерального интеллигента превращается в мировую вселенскую скорбь. Прежний мир хрустнул и раскололся, «как маленький орех», поэтому герой Д.-А., близкий самому автору, не верит ни в народ, ни в высокое искусство. Книга «Наша маленькая жизнь» посвящена расколу эмиграции на партии и группки, ожесточенно спорящие о «способах спасения Руси»; сатира достигает здесь наибольшей остроты, сарказм и горестная ирония преобладают, Рассказывая о трудной жизни русского эмигранта в Париже (цикл «Бескрылые дни»), поэт замечает «испивших последнюю каплю», «стоящих на самом краю», «маленькая жизнь» русской колонии раскрывается как бесконечная цепь унижений и страданий. Поэт показал духовный кризис интеллигенции, оставшейся без родины, оторванной от народной почвы. Назвав Д.-А, «совершенно замечательным поэтом», М.Цветаева писала ему: «Вся Ваша поэзия - самосуд эмиграции над самой собой... Вы каждой своей строкой взрываете эмиграцию». Лирический герой сборника «Накинув плащ» - романтический бродяга, странник по Вселенной. Характерное для ранней поэзии неприятие пошлости и бездуховности, критика мещанства затуманены налетом ностальгии. Автор грустит о старом быте, унесенном войной и революцией, испытывая нежность даже к мещанской провинциальной жизни с исправником и «тещей». Заметив сильную лирическую струю в сатирических произведениях Д.-А,, Бунин писал в 1927: «Дон-Аминадо гораздо больше своей популярности (особенно в стихах) и уже давно пора дать подобающее место его большому таланту - художественному, а не только газетному, злободневному». С годами желчная интонация первых эмигрантских сборников сменилась более мягкой, юмористической.Д.-А. призывал к бодрости и стойкости, советовал соплеменникам «не шляться с мордой освежеванного кролика». В 1920-30-х он активно сотрудничал в берлинских и парижских изданиях, редактировал детский журнал «Зеленая палочка» (1920-21), печатался в газетах «Свободные мысли», «Последние новости», журналах «Иллюстрированная Россия», «Современные записки», «Скифы» и др. В газете «Последние новости» из номера в номер появлялись его остроумные фельетоны на злобу дня, смысл которых можно охарактеризовать названием стихотворной сатиры «Всем сестрам по серьгам» (отд. изд. Париж, 1931). А.Седых писал: «В стихах ДонАминадо был лиричен. Его проза напоминала удары рапиры». Светлым юмором окрашены лишь детские произведения Д.-А. («Рассказ про мальчика Данилку, серую котомку и еще что-то». Берлин, 1922). Критики ставили ему в заслугу создание образа «денационализированного» эмигрантского мальчика Коли Сыроежкина. В 1931 Д.-А. стал ведущим сатириком русского зарубежья, возглавив возобновленный в Париже журнал «Сатирикон», но, как писал Л.3уров, Д.-А. «в жизни был талантливее своих фельетонов. Остроумие, как и жизненная энергия, казались в нем неистощимыми, у него была всезмигрантская известность». Вышедшая в 19 35 в Париже книга «Нескучный сад» содержала, наряду со стихами, циклы афоризмов под общим заглавием «Новый Козьма Прутков» («Похвала глупости», «Российские крестословицы», «Любовь к ближнему», «Философия каждого дня» и др.). С помощью сатирического парадокса и иронического каламбура подвергались переоценке все жизненные критерии и моральные ценности, выворачивался «наизнанку» расхожий катехизис мещанской морали. Предшественник автора этих афоризмов - не столько простоватый тугодум Козьма Прутков, сколько блестящий Оскар Уайльд. Творчество Д.-А. было замечено на родине: перепечатывая ряд произведений, журнал «За рубежом» назвал его «одним из наиболее даровитых уцелевших в эмиграции поэтов», заметив, что в его стихах «отражаются настроения безысходного отчаяния гибнущих остатков российской белоэмигрантской буржуазии и дворянства». В том же духе выдержаны отзывы М.Горького о Д.-А.; он считал его подлинным выразителем настроений эмиграции («человек неглупый, зоркий и даже способный чувствовать свое и окружающих негодяйство»). В последние годы жизни Д.-А. все чаще обращал свой взор к России, размышляя о ее исторических судьбах и судьбах своего поколения. В книгу «В те баснословные года» (Париж, 1951), наряду с лирическими стихотворениями о дореволюционной России и картинками эмигрантского быта, вошли «Афоризмы Козьмы Пруткова». В отличие от предыдущих они более философичны: исчезли злободневные намеки на Гитлера и Сталина, появились общечеловеческие мотивы и ностальгические ноты. В этот период Д.-А. приходит к горестному выводу, что «цена изгнания есть страшная цена». Эта мысль доминирует в книге воспоминаний «Поезд на третьем пути» (Нью-Йорк, 1954; М., 1991), где повествование о жизненном пути автора, характеристика литературно-художественной жизни России и русского зарубежья даны сквозь призму мироощущения эмигранта: «Бури. Дерзанья. Тревоги. Смысла искать - не найти. Чувство железной дороги... Поезд на третьем пути». Являясь итоговым произведением Д.-А., эта книга содержит выразительные портретные характеристики (не всегда справедливые) многих современников. Оценивая значение творчества Д.-А., Седых писал: «Дон-Аминадо был сатириком, достойным наследником Козьмы Пруткова, а по-настоящему он хотел быть только поэтом, писать об уездной сирени и соловьях, о золотых локонах Тани в легкой зимней пороше». З.Гиппиус, напротив, считала, что Д.-А. был «задуман, как поэт гражданский, «некрасовской школы», поэтому его лирические стихотворения часто обрываются «неожиданным прозаическим «смешным словом», не всегда удачным». Сатирик, действительно, был в Д.-А. сильнее юмориста, однако и за тем и за другим все же скрывался тонкий и грустный лирик. После 2-й мировой войны, во время которой Д.-А. занимал антифашистскую позицию, он уехал из Парижа в Монпелье, затем в Йер. Он почти не печатался, живя уединенно и называя себя «иеромонахом». По свидетельству Седых, ежедневные фельетоны в газетах он заменял письмами в Америку, которые были столь же блистательно остроумны. В письмах к Д.-А. Цветаева точнее других определила главную черту его творчества, говоря о «лирической жиле», которая есть «почти в каждой его шутке».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: