Лирическое стихотворение

Мир чувств

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

Цель литературного образования – воспитание личности, развитой духовно и нравственно. Важным фактором решения этой задачи становится формирование умения воспринимать лирическое произведение, т.к. именно лирика непосредственно воздействует на чувства человека. В кратком словаре литературоведческих терминов (Под. ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева) дается следующее определение лирики: «Один из трех родов литературно-художественных произведений. Лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями». Одна из форм существования лирики – лирическое стихотворение. Это небольшое по форме поэтическое произведение, цельность, красоту и мелодичность которому дают ритм и рифма. Такое определение дается в учебнике в статье «Лирическое стихотворение»[12] (часть 2, с.20)

Знакомя учащихся с этим жанром, авторы учебника указывают, что истоками лирических переживаний могут быть любовь, дружба, природа, отношение к жизни, родине. Если учесть особенности данного возрастного периода, то становится ясна логика выстраивания литературного материала.

Открывают тему послания А.С.Пушкина. В них поэт обращается к миру чувств, самыми доступными среди которых являются дружба и привязанность. До пятиклассников важно донести, что основой данных поэтических произведений стали жизненные впечатления. Иначе, контрастно звучат мотивы одиночества и грусти в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. Ребенок получает первое представление о настроении поэтического произведения, учится разнообразию чувств.

Дальше авторы программы переносят читателя в мир природы. Эта тема не нова: учащиеся знакомятся с пейзажной лирикой еще в начальной школе. Задача данного этапа – показать, как мир природы связан с миром человека. Введение понятия «лирический герой» способствует выявлению этой взаимосвязи. Именно настроение лирического героя становится путеводной нитью, ведущей от одного стихотворения к другому.

Начинается разговор о мире природы со стихотворений А.А.Фета. В них через образ природы раскрываются такие важные философские темы, как тема родины, дома, детства (понятие «философские» уже знакомо учащимся по легендам). Картины природы помогают почувствовать настроение лирического героя: покой, радость, упоение жизнью.

Стихотворения А.А.Фета созвучны по настроению поэтическим произведениям Ф.И.Тютчева. В них гармония природы и человека, разнообразие чувств, насыщенность действием. Эти лирические произведения могут стать основой для разговора о красоте природы родного края, о смене времен года. Но не следует избегать разговора о философском подтексте пейзажной лирики Тютчева: в жизни человека, как и в природе, бывают разные этапы, каждый из которых по-своему прекрасен.

На первый взгляд, кажется, что стихотворение Н.А.Некрасова нарушает выстроенную концепцию подбора лирических произведений. Однако это не так. Стихотворение «Крестьянские дети» не только позволяет подвести некоторый итог, но и расширяет представления учащихся о лирическом стихотворении. Разговор вновь возвращается к жизненным впечатлениям как основе литературного произведения. Анализ сюжета и композиции стихотворения помогают раскрыть замысел автора, идею произведения: показать две «стороны медали» жизни крестьянских детей. Природа здесь не храм, а мастерская, фон, на котором четче проступают черты их нелегкой участи. В финале образ природы приобретает символическое звучание и выражает авторскую позицию. Таким образом, пятиклассники получают представление о том, что лирическое стихотворение может иметь не только философскую, но и социальную направленность.

Следующие два стихотворения – И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» и С.А.Есенина «Береза» – могут стать основой для самостоятельной работы по анализу лирического стихотворения, т.е. закрепления полученных знаний. Образы природы, созданные этими поэтами, понятны и доступны воображению учащихся. Задания учебника обращают нас к исследованию изобразительно-выразительных средств языка. На ознакомительном уровне вводятся понятия «контраст», «композиция стихотворения», «эпитеты», «лексический повтор», «олицетворение».

Урок внеклассного чтения предполагает обращение к произведениям Гете и Гейне. Авторы учебника предлагают сравнить переводы, выполненные русскими поэтами разных эпох. Это позволяет вернуться к проблеме лирического героя, к роли пейзажа в раскрытии авторского замысла.

Таким образом, в теме «Лирические стихотворения» мир природы представлен во всем многообразии. Учащиеся получают первое представление о роли пейзажа в литературном произведении, о его художественном своеобразии. Приобретая навыки анализа поэтического текста, пятиклассники, прежде всего, учатся чувствовать настроение стихотворения, а потом выявлять средства, которыми оно создается. Умение воспринимать лирическое стихотворение способствует развитию духовного мира ребенка, обогащению его эмоциональной сферы.

Несомненная заслуга авторов учебника в том, как выстроена система заданий. Она позволяет познакомить учащихся с такими литературоведческими понятиями, как: лирическое стихотворение, лирический герой, ритм, рифма, лирическое послание, тема и идея стихотворения, композиция и сюжет, контраст, эпитеты, сравнения, олицетворение, лексические повторы, звукопись. Понятия, обозначенные курсивом, вводятся в данной теме, работа с остальными носит пропедевтический характер и направлена на формирование навыка анализа поэтического текста.

В заключение следует заметить, что стихотворения А.С.Пушкина «Няне», М.Ю.Лермонтова «Молитва», Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» включены в стандарты общего образования по литературе и в кодификатор по ЕГЭ 2010 года. Они же рекомендованы к заучиванию наизусть («Крестьянские дети» - отрывок).

А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину»1 час

Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)2 часа

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворений. Мир природы

А.А.Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику» – 2 часа

Слово о писателе.Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: