Неправильные ответы на обратную реакцию

Есть много способов ответить на обратную реакцию, но некоторые ответы никуда не годятся:

1. Сдаться и выйти из игры. В вышеупомянутое семинарское упражнение я иногда ввожу новый элемент: где-то посередине пути отклоняюсь от курса и, невзирая на многократные призывы добровольца «Холодно!», «Холодно!», «теряю самообладание» и кричу: «Я больше не могу. Жизнь слишком трудна. Весь этот негативизм и критика не для меня. Я выхожу из игры!»

Сколько раз вы или кто-то из ваших знакомых, получив отрицательную обратную реакцию, попросту сдался? В результате вы в лучшем случае застреваете на прежнем месте.

Получив негативную обратную реакцию, легче не отступить, если помнить, что обратная реакция — просто информация. Воспринимайте ее не как критику, а как руководство к корректировке. Относитесь к ней как к навигационному сообщению, поступающему автопилоту самолета. Автопилот постоянно получает информацию, что самолет забирает слишком высоко, слишком низко, уклоняется далеко вправо или далеко влево, и корректирует его курс. Самолет же от этого не ударяется в керосиновые слезы, не размахивает крыльями и не замирает на месте. Вот и вам не следует воспринимать обратную реакцию так лично. Это — всего лишь информация, предназначенная помочь вам скорректировать курс и побыстрее добраться до цели.

2. Рассердиться на источник обратной реакции. И снова я иду в другой угол комнаты, намеренно то и дело сворачивая в сторону и понуждая добровольца много раз повторять «Холодно». На сей раз я выпрямляюсь, вздергиваю подбородок, упираю одну руку в бедро и, тыча пальцем в «обидчика», воплю: «Сволочи, все вокруг сволочи и гады! Вечно вы только и делаете, что критикуете меня! Выискиваете во мне одно плохое. Неужели никто не может сказать хоть что-нибудь хорошее?»

Подумайте, сколько раз вы гневом и враждебностью отвечали кому-то, чья обратная реакция была искренней и полезной? В результате добились только одного — оттолкнули человека и его обратную реакцию.

3. Игнорировать обратную реакцию. Для третьего варианта демонстрации представьте, что я, заткнув уши пальцами, решительно ухожу в сторону. Доброволец может до бесконечности повторять: «Холодно, холодно, холодно», но я ничего не слышу, потому что уши у меня заткнуты.

Не слушать или игнорировать обратную реакцию — другой бессмысленный ответ. Все мы знаем людей, которые не прислушиваются ни к чьей точке зрения, кроме своей собственной. Им просто неинтересно, что думают другие. Они не хотят слышать ничьего мнения.

Грустно, ведь обратная реакция могла бы значительно изменить их жизнь, если бы они захотели избавиться от своей намеренной глухоты.

Итак, у вас есть три бесполезных варианта ответа на чью-то обратную реакцию: (1) расплакаться, «рассыпаться на части», отступить и сдаться; (2) разозлиться на источник обратной реакции; (3) не слушать или игнорировать обратную реакцию.

Расплакаться и «рассыпаться на части» — вариант просто бесплодный. Он, правда, поможет «выпустить пар», но выведет вас из игры. Не приведет никуда, а только остановит. Не лучшая стратегия успеха! Отступить и сдаться тоже не подходит. Вы, возможно, почувствуете себя более защищенными от потока «негативной» обратной реакции, но и лишитесь возможности воспитать в себе качества, необходимые для победы. На игровом поле жизни невозможно победить, находясь вне игры!

Столь же бесполезно и злиться на источник обратной реакции! Этим вы только заставите его критиковать вас втихомолку, за спиной или просто уйти. Хорошо ли это? Вы можете на время почувствовать себя лучше, но ни успешнее, ни лучше от этого не станете.

На третий день своего семинара, когда все уже довольно хорошо друг друга знают, я прошу всю группу (около 40 человек) встать вокруг меня и как можно большему числу людей задавать следующий вопрос: «В чем вы видите ограниченность моего поведения?» После этого 30-минутного упражнения все садятся и записывают то, услышали. Вам может показаться, что трудно в течение 30 минут выслушивать чужое мнение о своих поступках, но это — такая ценная обратная реакция, что в действительности люди испытывают благодарность за возможность узнать, в чем состоит эта ограниченность, и сделать свое поведение более успешным, выйдя за привычные пределы.

Помните, обратная связь — не более чем информация. Не нужно воспринимать ее как реакцию на свою личность. Ник-го никому не говорит, что тот плохой или ограниченный человек, все указывают друг другу лишь на не лучшие или ограниченные поступки. Это можно только приветствовать и использовать к собственному благу. Самый разумный и продуктивный ответ: «Спасибо за обратную реакцию. Спасибо за то, что нашли время и озаботились тем, чтобы сказать, каким вы видите и ощущаете мое поведение. Я ценю это».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: