Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Теоретиком движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие, за исключительно эволюционный путь развития общества выступил французский социолог Э.Дюркгейм. Ему принадлежат следующие основные труды: “О разделении общественного труда” (1893 г.), “Правила социологического метода” (1895 г.), “Самоубийство” (1897 г.), “Элементарные нормы религиозной жизни” (1912 г.). Теоретическое наследие включает также многочисленные курсы лекций, посвященных проблемам морали, педагогики, истории социалистических учений и др. В сотрудничестве со своими учениками и последователями с 1898 по 1913 г. издает “Социологический ежегодник”, оказавший большое влияние на развитие обществоведческой мысли во Франции и в Европе.

Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был социологизм, в основе которого лежало следующее утверждение: социальная жизнь возникла в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации, общество при этом обладает чертами физического и морального превосходства над индивидами. Особая социальная реальность есть то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого, безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных “ожиданий”, требований, принципов морали. Индивидуальное выступает как подчиненный, вторичный феномен, находящийся в зависимости от первичных объективных социальных фактов, то есть явлений социальной среды.

Методология социологического исследования, разработанная Дюркгеймом, роднит его с идеями позитивизма. Социология вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Он разделял натуралистические установки позитивистов, стремясь строить социологию по примеру естественных наук, с характерным для последних индуктивным методом и принципом объективного наблюдения. Социальным фактом является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, не зависимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно и, как следствие этого, оказывают на индивидов давление, принуждая их к определенному действию. Социальные факты по Дюркгейму должны рассматриваются как “вещи”, объективно, на основе объективных данных, например статистики.

Социологизм давал возможность Э. Дюркгейму выступить теоретиком движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие. Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является общественное разделение труда, именно оно создает общественную связь в современном, утратившем силу религиозного сознания обществе. Признавая социализм движением, имеющим большое общественное значение, он подчеркивал, прежде всего, его эмоциональный характер. Позитивно оценивая возможности развития капитализма, Э. Дюркгейм зачислял общественные явления, на почве которых вырастал научный социализм, в разряд “социальной патологии”, которую можно вылечить путем реформ, и сводил “социальный вопрос”, то есть вопрос о социальном неравенстве, к вопросу регуляции моральных отношений.

Развивая заложенные Г.Спенсером основы функционализма, Дюркгейм рассуждал так: если общество образовано из множества различных сфер и каждая из них оказывает влияние на функционирование всей системы, то общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Его теория объясняет все общественные явления, в том числе и отклонения от норм, хотя на первый взгляд кажется, что оно не выполняет какой-либо общественной функции. Дюркгейм считал, что отклонение от социально одобряемых целей и ценностей общества имеет определенное позитивное значение. Например, убийство дает людям возможность вновь подтвердить правила, запрещающие преступление, и, наказав убийцу, они выражают свое согласие с этими правилами.

Главной идеей, вдохновлявшей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общее сознание.

Дюркгейм строил дихотомию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность доминировала в архаичном обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность характерна для современных обществ и основана на разделении труда. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности. Дюркгейм рассматривает солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Отсюда, согласно Дюркгейму, морально и само разделение труда.

Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капитализма он считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами. Разделение труда - это тот механизм, который в современном обществе, утратившем силу коллективного, общего сознания, создает идею, желаемую общественную связь, общественный порядок, солидарность между классами. Именно поэтому разделение труда морально. Таким образом, на основе позиции социологизма Э. Дюркгейм выступил теоретиком движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие.

Вопрос о природе общества и его кризисе, об интегративном социальном начале, о значении общественной солидарности и разделения труда, о сущности и функциях общественного сознания, методах социологического исследования и статусе социологии как науки – все эти проблемы, решаемые Дюркгеймом с позиций достаточно цельной философско-социологической концепции, несомненно, принадлежат к числу фундаментальных проблем теоретической социологии. В историю социологии Э.Дюркгейм вошел как основатель французской социологической школы, как один из создателей социологии науки, как автор концепции социологизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: