Статья 85 Договора о ЕС запрещает как несовместимые с общим рынком любые соглашения между предприятиями, решения, принятые объединениями предприятий, и картельную практику, которые воздействуют на торговлю между государствами-участниками и имеют своей целью предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции внутри общего рынка. В этой статье также приводится перечень наиболее типичных случаев подобных нарушений, который не является исчерпывающим. В соответствии с этим перечнем под понятие действий, направленных на ограничение конкуренции, подпадают следующие случаи:
– прямая или косвенная фиксация цены купли или продажи или других условий торговли;
– соглашения или решения об ограничении или контроле производства, рынков, технического развития или капиталовложений;
– распределение рынков или источников снабжения;
– применение неодинаковых условий к идентичным сделкам с различными торговыми партнерами, при которых последние ставятся в неблагоприятные условия конкуренции;
– обусловливание заключения контрактов принятием на себя дополнительных обязательств, не связанных с предметом этих контрактов.
Субъектами нарушений, перечисленных в ст. 85, могут быть любые компании (в том числе иностранные, зарегистрированные на территории стран, не входящих в Сообщество), объединения компаний, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели). При этом важно, чтобы нарушение было совершено как минимум двумя экономически независимыми предприятиями, действующими совместно. Одно предприятие не может быть субъектом этого нарушения. Ст. 85 не распространяется на соглашения или решения, принимаемые материнской компанией и зависящими от нее дочерними предприятиями или дочерними предприятиями между собой, если они контролируются одной компанией. Данная норма не применяется также к отношениям между представителем и представляемым.
В ст. 85 речь идет о соглашениях между предприятиями. Под соглашениями применительно к этой статье понимают любые виды юридических и “джентльменских” соглашений, целью или результатом которых является ограничение конкуренции. Эти соглашения могут носить как горизонтальный (соглашения между участниками рынка, действующими на одном уровне и договаривающимися не конкурировать между собой или проводить согласованную политику в отношении конкурентов), так и вертикальный характер (соглашения между участниками рынка, действующими на разном уровне). Нарушение, предусмотренное ст. 85, может быть также совершено в форме решений, принимаемых объединениями предприятий. Такие решения также необязательно должны иметь юридическую силу для предприятий, участвовавших в их принятии; достаточно, чтобы они выражали их намерение сообразовывать свое поведение на рынке с принятым решением, направленным на ограничение конкуренции. Картельная практика, также упомянутая в ст. 85, была определена Европейским Судом как форма координации действий предприятий, которая хотя и не достигает стадии формального заключения соглашения, но подчиняет на практике взаимоотношения этих предприятий в сфере конкуренции договоренности между ними. Указанное поведение может выразиться, например, в таких действиях, как сообщение другим участникам рынка условий сделки, чтобы побудить их предлагать аналогичные условия. Картельную практику иногда довольно сложно отличить от параллельного поведения на рынке. При параллельном поведении двух или нескольких предприятий предложение одинаковых условий производства и сбыта является следствием не соглашения, а случайным совпадением.
Согласно п. 2 ст. 85, соглашения или решения, предусмотренные п. 1 этой статьи, “считаются автоматически недействительными”.
Действия, перечисленные в ст. 85, должны предотвращать, ограничивать или нарушать конкуренцию внутри общего рынка. Для этого необходимо, чтобы указанные действия нарушали или создавали реальную угрозу ограничения конкуренции или затрагивали конкуренцию как минимум в двух государствах-членах. Если речь идет о конкуренции между собой предприятий внутри одного государства, применяется законодательство о конкуренции этой страны, а не законодательство ЕС. Кроме того, влияние запрещенных действий на конкуренцию должно быть существенным. Критерии того, какие действия оказывают на конкуренцию влияние, достаточное для применения ст. 85, содержатся в разъяснении Комиссии 1986 г. относительно соглашений, имеющих недостаточно существенное значение. В этом документе указывается, что поведение предприятий не подпадает под действие ст. 85, если цены на продукцию этих предприятий, являющуюся предметом соглашения или решения, составляют не более 5% от совокупной цены всей продукции данного рода, представленной на рынке, и если средний ежегодный оборот участвующих в соглашении или принятии решения предприятий не превышает 200 млн экю.
Однако, как уже отмечалось ранее, иногда действия, ограничивающие конкуренцию, экономически или социально оправданы. Как было отмечено Комиссией, в некоторых исключительных случаях свободная конкуренция не способна привести к наилучшим экономическим результатам. Для этих случаев п. 3 ст. 85 предусмотрен ряд исключений. Положения п. 1 этой статьи могут быть признаны не подлежащими применению к соглашениям предприятий или решениям объединений предприятий, а также к картельной практике, если последние способствуют улучшению производства и распределению товаров или техническому или экономическому прогрессу. В данном случае речь идет о достижении определенных экономических благ, которые в подобных исключительных обстоятельствах невозможно получить без определенного ограничения конкуренции. Однако одного только получения экономических выгод недостаточно, необходимо также, чтобы при этом потребителям была предоставлена справедливая доля таких благ. Как правило, технический прогресс и улучшение распределения выгодны потребителю, поскольку первый способствует улучшению качества товаров, а второй делает их более доступными для потребителя и увеличивает выбор. При этом должны быть выполнены еще два условия. Соглашения или решения не должны налагать на участвующие в них предприятия большие ограничения, чем те, которые необходимы для достижения указанных экономических целей. Соглашения или решения не должны также приводить к тому, что значительная часть продукции, представленной на рынке, окажется выведенной из-под действия конкуренции.
Ряд общих исключений из правил п. 1 ст. 85 предусмотрен также различными регламентами.
В Регламенте 1983/84 речь идет об исключениях для соглашений о предоставлении исключительного права на распространение товаров или услуг на определенной территории. В этих случаях поставщик предоставляет лицу, осуществляющему распространение товара (дистрибьютору), исключительное право торговать им на данной территории и обязуется не заключать с иными дистрибьюторами соглашения о торговле указанным товаром на оговоренной территории.
Регламент 1984/84 устанавливает исключение в отношении исключительных соглашений о купле-продаже товара: поставщик имеет право продавать товар другим покупателям, но не должен сам вступать в непосредственную конкуренцию с контрагентом.
Регламент 123/85 устанавливает исключение в отношении соглашений о распространении и обслуживании транспортных средств. В данном случае исключение связано со спецификой торговли транспортными средствами, в которой важное значение для потребителей имеет тесная кооперация между производителями, продавцами и предприятиями, оказывающими сервисные услуги, поскольку от этого зависит качество предоставляемых ими услуг[4].
Регламент 417/85 устанавливает исключение для соглашений о специализации. В рамках таких соглашений стороны договариваются о том, что каждая их них будет производить только определенную продукцию. Для того чтобы соглашения о специализации подпадали под действие этого регламента, они должны носить взаимный характер: каждая из участвующих компаний должна обязаться производить определенную продукцию и одновременно воздерживаться от производства другой продукции, которая будет производиться контрагентом. Возможно и соглашение о том, что определенные виды продукции будут производиться сторонами только совместно (ст. 1 Регламента). Кроме того, продукция предприятий, участвующих в соглашении, не должна превышать 20% от объема этого продукта в существенной части общего рынка, а совокупный оборот этих компаний не должен быть более 500 млн экю.
Общее исключение для соглашений об исследованиях и развитии производства сделано в Регламенте 418/85. Данный регламент распространяется на соглашения о совместных исследованиях, развитии и о совместной эксплуатации полученных результатов, соглашения о совместной эксплуатации результатов, полученных ранее совместно, и о совместных исследованиях и развитии без обязательства эксплуатировать результаты совместно (ст.1 Регламента). Ст. 3 устанавливает определенные ограничения. Соглашения, подпадающие под действие правил об исключении, не должны приводить к существенному ограничению конкуренции на рынке. Совокупная доля продукции предприятий, заключивших соглашение, не должна превышать 20% ее общего объема на рынке. Срок действия исключения не может превышать 5 лет с момента начала выпуска товаров, если объем этого товара вместе с товаром, выпускаемым договаривающимися сторонами, превышает 20% его общего объема на рынке.
Комиссией установлено общее исключение, которое вступило в силу
1 февраля 1989 г. и распространяется только на франшизные соглашения о распределении товаров.
Помимо общих исключений, существуют так называемые индивидуальные исключения. Право предоставлять предприятиям индивидуальные исключения из общего режима конкуренции (п. 1 ст. 85 Договора о ЕС) принадлежит Комиссии. Комиссия может вынести решения о том, что в данном конкретном случае несмотря на признаки нарушения ст. 85 в действиях компании ее положения не применяются. Такое исключение делается Комиссией на определенный период времени и может быть обусловлено выполнением определенных требований, при несоблюдении которых, а также при существенном изменении обстоятельств или предоставлении ложной информации исключение может быть отменено, причем решение об отмене в ряде случаев может иметь обратную силу.