double arrow

Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция

Государственный реестр субъектов естественных монополий

Хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых установлено государственное регулирование и контроль в соответствии с действующим законодательством

ПЕРЕЧЕНЬ

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках

(республиканский уровень)

(местный уровень - _____________________ область (г. Минск)

№ п/п Наименование хозяйствующего субъекта Наименование товара, по которому хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на товарном рынке Юридический адрес хозяйствующего субъекта Дата и номер приказа о включении хозяйствующего субъекта в Реестр Дата и номер приказа об исключении хозяйствующего субъекта из Реестра (изменении товарных позиции)

Цель формирования и введения реестра –определение перечня хозяйствующих субъектов, отдельные параметры деятельности которых подлежат государственному регулированию, контролю в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, ведется государственный реестр субъектов естественных монополий (таблица 6.4).


Таблица 6.4.

Приложение 1

к приказу Департамента ценовой политики

Министерства экономики Республики Беларусь

от 8 января 2009 г. № 01-2009 (е)

с изменениями)

(республиканский уровень)

№ п/п Полное наименование организации Наименование товара (услуги) производимого (реализуемой) в условиях естественных монополий Географические границы рынка Номер, дата выдачи, срок действия лицензии, орган, выдавший лицензию Дата включения в Реестр, номер приказа Дата исключения из Реестра, номер приказа Примечание

В государственном реестре субъектов естественных монополий выделяют разделы:

1. Услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам;

2. Услуги по электро-, тепло-, водоснабжению и водоответвлению;.

3. Услуги связи;

4. Услуги, представляемые транспортными терминанами, аэропортами, железной дорогой. Обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

Роль государства в регулировании деятельности монополий в переходный период заключается не только в ограничительных мерах, основной упор приходится на стимулирование конкуренции, которая является важнейшим элементом антимонопольной политики. Конкуренция оживляет экономику, благодаря ей производители лишены возможности взвинчивать цены, вынуждены снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать в этих целях новые технику и технологии, иначе они просто будут вытеснены с рынка.

Конкуренция процесс, при котором экономические агенты, действуя на рынке независимо, ограничивают друг друга в возможности контролировать определяющие факторы рынка.Конкуренция является соперничеством, борьбой за достижение наилучших результатов. В условиях рынка – это соревнование за потребителя с целью получения наибольшей прибыли или дохода. Конкуренцию следует рассматривать в условиях конкретного рынка, так как она зависит от экономических явлений, происходящих на этом рынке. Принципиальным является тип рынка.

В экономической литературе выделяют 4 типа конкуренции в зависимости от структуры рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Под чистой конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой продукт (услуга) производится большим числом независимых друг от друга производителей. При этом каждый из производителей производит лишь часть общего выпуска продукции и не может повлиять на рыночную цену, изменить объем продаж. Чистая конкуренция на практике бывает редко. Примером могут служить рынки сельскохозяйственных товаров в развитых капиталистических странах.

Чистая монополия– это рынок, где одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, не имеющих близких заменителей, и монополист диктует свои условия (цену, объем).

Монополистическая конкуренцияпредполагает структуру рынка, включающую группу взаимозаменяемых товаров, которые отличаются качественными параметрами, функциональными возможностями. Другими словами, предлагаются различные варианты одного и того же товара, продаваемого в широком диапазоне цен. Соперничество в этих условиях проявляется не только в цене, но и в качестве, рекламе, условиях продажи.

Олигополия– структура рынка с небольшим числом продавцов данного товара, что обусловливает их взаимозависимость в определении цен и объема производства. Поведение конкурента серьезно влияет на каждого продавца, и каждый из них реагирует на стратегию и действия конкурентов. Участники рынка никогда не уверены в долговременном результате. В условиях олигополии продавец, повышая цену, всегда рискует потерять покупателя, так как соперники тут же реагируют на изменения цены. Основными видами соперничества являются повышение качества, реклама, дизайн, упаковка и т. д.

Возможности и условия реализации товара меняются в зависимости от типа рынка, а тип рынка определяет виды и методы конкуренции. Но вид конкуренции зависит и от самого товара, реализуемого на рынке. В этом случае выделяют три вида конкуренции: функциональную, видовую, предметную.

Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами и, соответственно, все виды, обеспечивающие ее удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Фактор функциональной конкуренции необходимо учитывать даже в отношении уникального товара.

Видовая конкуренцияявляется следствием того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличные друг от друга по каким-либо существенным параметрам.

Предметная конкуренциявозникает, когда идентичные товары различаются или отличаются качеством, этот вид конкуренции часто называют межфирменной.

В зависимости от механизма и методов выделяют ценовуюинеценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции товары и услуги предлагаются по более низким ценам. Это имеет место, когда необходимо внедрить на рынке новые товары или в случае внезапного обострения сбыта, а также для борьбы с фирмами-монополистами. В условиях современного рынка в развитых странах центр конкурентной борьбы смещается все более в сторону неценовой конкуренции. Она основана на том, что не цена является ключевым фактором за потребителя, а его качество, сервисное обслуживание, реклама, дизайн, предоставление дополнительных услуг при реализации и эксплуатации изделий.

Следует остановиться и на так называемой недобросовестной конкуренции,связанной с нарушением принятых на рынке норм и правил соперничества.

Общими положениями антимонопольного законодательства для всех стран являются:

· контроль за слиянием компаний;

· запрещение соглашений и сговоров хозяйствующих субъектов

(картелей);

· пресечение недобросовестной конкуренции.

Один из методов устранения конкурента и конкуренции и в то же время повышения концентрации производства и его эффективности является слияние предприятий. Его не всегда рассматривают как отрицательное явление; но более разумным поведением считается наращивание мощи предприятий в конкурентной борьбе, а не механическое их слияние. В мировой практике слияние фирм жестоко регламентируется. Например, в Англии и Франции при слиянии фирм их доля на рынке, фиксируется, фиксируется и нижняя граница годового объема продаж. В США, Японии, Канаде, Австралии договоры о слиянии недействительны без санкции государственной администрации.

Самым прямым путем к подрыву конкуренции являются соглашенияили сговорыхозяйствующих субъектов. Выделяют два вида соглашений: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные – этодоговоренности между конкурентами, снижающие, исключающие или усиливающие конкуренцию. Как положительные следует рассматривать договоры о совместных вложениях в исследования, которые фирмы по отдельности не в состоянии проводить. В результате таких соглашений могут быть снижены производственные затраты. Однако горизонтальные соглашения могут стать почвой для антиконкурентного поведения. Особенно это опасно в странах с переходной экономикой: такие соглашения ослабляют основы рыночной экономики, снижая и даже исключая конкуренцию между независимыми предприятиями, не стимулируют эффективного распределения ресурсов, производства и выпуска новой продукции. Из антиконкурентных горизонтальных соглашений наиболее часты сговоры или соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами:

· по установлению цен, тарифов, скидок и любых других издержек[3];

· по ограничению ассортимента выпускаемой продукции;

· по разделению рынка по категориям потребителей или географическому признаку;

· по устранению с рынка конкурента;

· по взаимному сокращению объема продаж или производства;

· по дележу прибыли между конкурентами.

Перечисленные деяния признаются незаконными почти во всех странах мира.

Вертикальные соглашениязаключаются между хозяйствующими субъектами, не конкурирующими друг с другом. Как и горизонтальные, вертикальные соглашения могут использоваться в различных целях, в том числе и в антиконкурентных: например, для прямого или косвенного уменьшения конкуренции поднимается барьер вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов. Вертикальные соглашения чаще встречаются в сфере реализации и имеют следующие разновидности:

· поддержание перепродажной цены (производители могут настаи-

вать на установлении минимальной или максимальной цены, по которой продукция должна быть перепродана потребителям);

· ограничительная практика в организации сбыта (перепродающих

агентов принуждают закупать товары только у одного продавца);

· ограничения по ценам или потребителям организаций, занимаю-

щихся перепродажей (организации становятся монополистами на определенных территориях или в обслуживании некоторых категорий потребителей);

· продажа с принудительным ассортиментом (с нагрузкой), при ко-

торой товары объединяются в некий принудительный ассортимент и только в таком ассортименте продаются.

Заметим, что в области соглашений конкурентное поведение часто трудно отличить от антиконкурентного. Поэтому для установления факта антиконкурентного поведения рассматривается каждый конкретный случай, чтобы выяснить: что представляет собой соглашение и каковы доказательства его наличия?

Картели полностью запрещены в США, Франции, Германии, Испании, Португалии, Австралии, Канаде. Нарушением закона считается уже сам факт сговора, при его доказанности взимается штраф в тройном размере монопольной прибыли. В США участие в нелегальном картеле является уголовно наказуемым преступлением. Незаконным признается объединение снабженческой и сбытовой деятельности, даже если оно снижает издержки. В Японии государственная картельная политика учитывает то, что полная свобода конкуренции может привести к потерям для страны, нанести ущерб отдельным социальным слоям. Поэтому некоторые отрасли имеют право создавать картели: угольная промышленность, автотранспорт, страховое дело, производство сахара и др. С разрешения правительства можно заключать соглашения на строго определенные сроки по ценам, объемам выпуска, технологиям, номенклатуре. Группа предприятий заключает договор с администрацией, по которому она обязуется прекратить согласованные действия по окончании оговоренного срока.

К недобросовестной конкуренции относят целенаправленные действия, дискредитирующие конкурента и его продукцию, захват монопольного положения на рынке методами, не отличающимися этичностью и нравственностью. Антимонопольное законодательство почти всех стран мира признает недобросовестной конкуренцией:

· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способ-

ных причинить убытки другому хозяйствующему объекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа-

и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;

· некорректное рекламное сравнение хозяйствующим субъектом произ-

водимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

· самовольное использование товарного знака, фирменного наименования

или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления продукции другого хозяйствующего субъекта;

· получение, использование научно-технической, производственной или

товарной информации, в том числе коммерческой тайны без согласия ее владельца.

Такая деятельность подлежит запрету, что соответствует международным взглядам на проблему недобросовестной конкуренции. К недобросовестной конкуренции также относятся:

· подкуп покупателей конкурентов, привлечение их в качестве своих

клиентов;

· выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента

путем шпионажа или подкупа его служащих;

· неправомерное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

· побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву

контрактов с нанимателем;

· угроза конкурентам сфабрикованными исками о нарушении ими

патентов или товарных знаков в целях противодействия конкуренции в сфере торговли;

· бойкотирование торговли конкурента;

· демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже себестоимости;

· создание обманного впечатления, что потребителю предоставляется

возможность покупки на необычайно выгодных условиях;

· намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов

коммерческой деятельности конкурента;

· поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

· реклама, в которой проводится сравнение с товарами или услугами

конкурентов;

· нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения

к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

В Республике Беларусь в соответствии с действующими законодательными актами недобросовестными являются «действия субъектов хозяйствования, осуществляемые неправомерными методами и направленные на недопущение, ограничение конкуренции путем использования деловой репутации субъекта хозяйствования конкурента, создание ему препятствий в процессе хозяйственной деятельности с целью достижения неправомерных преимуществ в конкуренции».

На сегодняшний день антимонопольное регулирование обеспечило положительные тенденции в развитии конкурентных отношений в республике. К ним можно отнести:

· рост числа хозяйствующих субъектов (возросло число малых предпри-

ятий);

· уменьшение монополизирования экономики (сократилось число

крупных предприятий):

· снижение концентрации производства (например, в легкой промыш-

ленности и в промышленности строительных материалов), хотя в ряде отраслей уровень концентрации остается высоким;

· расширение конкурентной среды на республиканских и местных рын-

ках по ряду продовольственных и промышленных товаров:

· снятие барьеров вхождения на рынок, прежде всего административных

(при сохранении информационных барьеров); расширение географических границ рынков.

В19982000гг. меры по развитию конкуренции и реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь были сосредоточены на развитии и совершенствовании правовой базы; совершенствовании форм и методов антимонопольного регулирования; противодействии созданию новых монопольных структур; обеспечении равных возможностей хозяйствования на товарных рынках; демонополизации экономики и создании условий для развития конкуренции на товарных рынках республики.

Они способствовали дальнейшему развитию и поддержанию конкурентной среды в республике, защищали права потребителей и производителей.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 20012005 гг.антимонопольная политика была направленана предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции и эффективного функционирования товарных рынков. Наряду с традиционными формами и методами антимонопольного регулирования использовалось активное воздействие на формирование структуры важнейших товарных рынков, соответствующей конкурентному типу. Осуществлялось совершенствование нормативно-правовой и методической базы антимонопольного регулирования и демонополизации экономики, проведение научных исследований. Важную роль играл государственный контроль за деятельностью коммерческих организаций, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики; за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций и их объединений; за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами, долями уставных фондов коммерческих организаций.

В текущей пятилетке(2006 – 2010 гг.) конкурентная политика и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь сосредоточены на создании условий для свободной добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке по средством:

предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления;

пресечение недобросовестной конкуренции;

контроля за экономической концентрацией на товарных рынках;

совершенствование государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

В области конкурентной политики и антимонопольного регулирования предусматриваются:

создание и совершенствование законодательной базы в сферах естественных монополий, недобросовестной конкуренции;

выработка подходов и методов по предупреждению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов; выявление картельных соглашений;

защита прав потребителей;

возникновение системы судебных прецедентов. Особое внимание предусматривается уделить выявлению и борьбе с реальными фор­мами монополистического проявления – сознанию барьеров входа на товарные рынки новых хозяйствующих субъектов, ограничению свободы конкуренции действующих на рынке хозяйствующих субъек­тов, прямому или косвенному установлению монопольных цен, изъятию товаров из обращения, ограничению производства имею­щих целью создание или поддержание дефицита на товарных рын­ках;

создание механизма, ориентированного на стимулирование и поддержание конкурентных отношений на товарных и финансовых рынках, использование подходов и методов по оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках, выявление целесообраз­ности и форм воздействия на изменение ситуации в процессе ее формирования;

предупреждение, ограничение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства, пресечение монополизма, связанного с различного рода объединениями, созданием новых и реорга­низаций хозяйствующих субъектов, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности действующих на товарных рынках субъектов.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем объяснить необходимость антимонопольного регулирования в Республике Беларусь в условиях формирования рыночных отношений?

2. Дайте определение монополии и выделите ее характерные признаки.

3. Перечислите виды монополий и охарактеризуйте их.

4. Раскройте понятие, цели и направления антимонопольного регулирования.

5. Покажите отличительные особенности антимонопольного регулирования в США, западноевропейских и восточноевропейских станах.

6. Проследите этапы становления и развития антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

7. Охарактеризуйте антимонопольную политику Республики Беларусь на современном этапе, покажите ее цели, задачи.

8. Назовите и охарактеризуйте формы и методы антимонопольного регулирования.

9. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, направления ее дальнейшего развития и совершенствования.

10. Что представляет собой товарный рынок, каковы его границы, количественные и качественные параметры?

11. По каким параметрам, как и кем определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, дается его количественная оценка?

12. Что следует понимать под конкурентоспособностью товара, его потребительской ценностью?

13. Что представляет собой конкуренция, каковы ее виды и разновидности?

14. Что следует понимать под недобросовестной конкуренцией? В каких формах она может проявляться?

15. Дайте определение и приведите примеры горизонтальных и вертикальных соглашений.

Учебное издание

Антонова Нина Борисовна

Хорошко Ольга Болеславовна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Курс лекций

Редактор О.С. Троцкая

Художник обложки О.А. Стасевич

Технический редактор Т.В. Жибуль

Компьютерная верстка

УДК 338.241076.61.

ББК 65.050 Я 73

А 72

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор И.В. Новикова

доктор экономических наук, профессор И.И. Полещук

Отражает методологические основы и систему государственного регулирования национальной экономики.

Рассмотрены важнейшие методы, формы государственного регулирования экономики в условиях белорусской модели развития – планирование, прогнозирование, программирование; финансово-кредитное регулирование (бюджетно-налоговое, денежно-кредитное, ценовое); антимонопольное регулирование.

Курс лекций может быть использован при изучении дисциплин «Государственное управление экономикой в условиях белорусской модели развития», «Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития».

Антонова Н.Б.

Государственное регулирование национальной экономики: курс лекций Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко. -- Мн.: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 253 с.

ISBN 978 – 985 – 457 – 943 – 6

УДК

ББК

© Академия

Управления при Президенте

Республики Беларусь

ISBN 978 – 985 – 457 – 943 – 6


[1] Совокупный спрос – объем товаров и услуг, который планирует приобрести общество (население, правительство, предприниматели) при любом уровне цен.

[2] Совокупное предложение – все товары и услуги, которые производит экономика, или реальный объем производства при каждом возможном уровне цен.

[3] Разновидностями таких соглашений являются и договоренности об использовании каталога цен и проведении единой политики в области ценообразования.


Сейчас читают про: