- это определенное сочетание обстоятельств в жизни человека, которое непосредственно влияет на поведение человека в данный момент.
В конкретной ситуации можно выделить 2 элемента: Объективное содержание и субъективное значение. Разные люди ведут себя неодинаково при одних и тех же обстоятельствах.
Свойства конкретной жизненной ситуации:
1. Конкретность – ситуация существует в определенных пространственно-временных рамках.
2. Систематичность и известная повторяемость ситуаций. Повторяемость, конечно, проявляется только в общих чертах.
3. Каждая ситуация ставит личность перед необходимостью выбора варианта поведения.
4. Ситуация обуславливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает готовность человека действовать определенным образом.
ВИДЫ конкретных жизненных ситуаций:
1. по времени существования: быстротечные, продолжительные (просто растянуты во времени), длящиеся (переходят в образ жизни). Для профессионального преступника нарушение закона – это образ жизни.
|
|
2. в зависимости от объективного наличия или отсутствия криминогенных факторов: криминогенные и некриминогенные.
3. по источнику формирования: связанные с личностью лица либо его деятельностью (преступления по службе), складывающиеся независимо от субъекта или его деятельности, смешанные.
4. по степени возникновения: неожиданные (нападение – оборона – превышение пределов), неоднократно наблюдаемая ситуация, постоянно наблюдаемая ситуация.
5. по содержанию: проблемная ситуация (существуют препятствия в достижении поставленной цели – нужны деньги, надо сдать экзамен) и конфликтная ситуация (столкновение противоположных интересов; особенно острая конфликтная ситуация возникает тогда, когда на одной стороне конфликта выступает группа). Разновидность проблемной ситуации – фронтальная ситуация, обычно возникающая в рамках малой социальной группы (все пошли и ты пошел): здесь приходится решать, делать как все или отделиться от большинства (особенно сложно тут Н/Л).
Условия неблагоприятного формирования личности:
1. Сама личность.
2. Малые социальные группы (семья, школа, ближайшее окружение).
3. Общество в целом.
Семья – конфликтные ситуации, демонстрации со стороны родителей, неуважение к базовым нравственным ценностям (кидают мусор на тротуар), гиперболизированная опека детей, пьянство, наркомания.
Школа – отрыв обучения от воспитания, слабая дисциплина, неорганизованность свободного времени учащегося.
Трудовой коллектив – слабая дисциплина труда, недостатки управления, низкая культура труда и быта.
Ближайшее окружение – аморальное поведение (например, соседи в общежитии), влияние ранее судимых лиц. Влияние СМИ на формирование личности.
Всегда имеет значение субъективное восприятие личности.