Конкретная жизненная ситуация

- это определенное сочетание обстоятельств в жизни человека, которое непосредственно влияет на поведение человека в данный момент.

В конкретной ситуации можно выделить 2 элемента: Объективное содержание и субъективное значение. Разные люди ведут себя неодинаково при одних и тех же обстоятельствах.

Свойства конкретной жизненной ситуации:

1. Конкретность – ситуация существует в определенных пространственно-временных рамках.

2. Систематичность и известная повторяемость ситуаций. Повторяемость, конечно, проявляется только в общих чертах.

3. Каждая ситуация ставит личность перед необходимостью выбора варианта поведения.

4. Ситуация обуславливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает готовность человека действовать определенным образом.

ВИДЫ конкретных жизненных ситуаций:

1. по времени существования: быстротечные, продолжительные (просто растянуты во времени), длящиеся (переходят в образ жизни). Для профессионального преступника нарушение закона – это образ жизни.

2. в зависимости от объективного наличия или отсутствия криминогенных факторов: криминогенные и некриминогенные.

3. по источнику формирования: связанные с личностью лица либо его деятельностью (преступления по службе), складывающиеся независимо от субъекта или его деятельности, смешанные.

4. по степени возникновения: неожиданные (нападение – оборона – превышение пределов), неоднократно наблюдаемая ситуация, постоянно наблюдаемая ситуация.

5. по содержанию: проблемная ситуация (существуют препятствия в достижении поставленной цели – нужны деньги, надо сдать экзамен) и конфликтная ситуация (столкновение противоположных интересов; особенно острая конфликтная ситуация возникает тогда, когда на одной стороне конфликта выступает группа). Разновидность проблемной ситуации – фронтальная ситуация, обычно возникающая в рамках малой социальной группы (все пошли и ты пошел): здесь приходится решать, делать как все или отделиться от большинства (особенно сложно тут Н/Л).

Условия неблагоприятного формирования личности:

1. Сама личность.

2. Малые социальные группы (семья, школа, ближайшее окружение).

3. Общество в целом.

Семья – конфликтные ситуации, демонстрации со стороны родителей, неуважение к базовым нравственным ценностям (кидают мусор на тротуар), гиперболизированная опека детей, пьянство, наркомания.

Школа – отрыв обучения от воспитания, слабая дисциплина, неорганизованность свободного времени учащегося.

Трудовой коллектив – слабая дисциплина труда, недостатки управления, низкая культура труда и быта.

Ближайшее окружение – аморальное поведение (например, соседи в общежитии), влияние ранее судимых лиц. Влияние СМИ на формирование личности.

Всегда имеет значение субъективное восприятие личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow