Прямое действие отдельных источников европейского права

Вторичное право ЕС включает акты, принимаемые ЕС в рамках трех опор, международные договоры, заключаемые государствами-членами на основании учредительных документов ЕС, а также Шенгенское право. Все акты вторичного права ЕС должны соответствовать нормам первичного права. При этом такие акты исключительно разнообразны. В органы ЕС принимают: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения (ст. 249 Договора о Европейском сообществе (далее — ДоЕС); в рамках ОВПБ — совместные действия и общие позиции (ст. 12 ДЕС); для обеспечения СПСУД — общие позиции, рамочные решения, решения (ст. 34 ДЕС). Рассмотрим каждый из принимаемых актов подробнее.

Регламенты являются наиболее жестким средством регулирования в Европейском праве. Согласно статье 249 ДоЕС, «Регламент предназначен для общего пользования. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит непосредственному применению во всех государствах-членах». Регламент носит абстрактный характер, адресован неограниченному кругу государств и предназначен для непосредственного применения на территории всех государств-членов без имплементации в национальное право. Прямое действие регламентов означает, что они непосредственно создают права и обязанности для физических и юридических лиц и служат основанием для защиты таких прав в национальных судах. При этом говорят об объективном (нормы права ЕС могут рассматриваться в национальных судах) и субъективном (способность актов ЕС создавать права для индивидов) прямом действии.

Регламенты применяются на территориях государств-участников с момента их вступления в силу (на 20-й день после опубликования, если в регламенте не установлено иное) (ст. 254 ДоЕС). С этого же момента перестают действовать нормы национального права, которые вступают в противоречие с положениями регламентов, не дожидаясь, когда они будут официально отменены.

Директивы «обязательны для каждого государства-члена, которым они адресованы, в отношении ожидаемого результата, но сохраняют за национальными властями свободу выбора форм и методов действий» (ст. 249 ДоЕС). Директива, как и регламент, носит абстрактный характер, может быть адресована всем либо некоторым государствам — членам ЕС. Директивы, направленные всем государствам-членам, вступают в силу в том же порядке, что и регламенты; иные — после уведомления государств, которых они касаются (пп. 2, 3 ст. 254 ДоЕС).

. В отличие от регламентов, которые начинают непосредственно применяться на территории государств-членов с момента их вступления в силу и заменяют национальное законодательство, директива устанавливает цель, которую государствам необходимо достичь. Если директива достаточно подробна, государства-члены должны действовать в устанавливаемых ею рамках [5, с. 254; 33, p. 90].

Суд ЕС признал возможность и установил критерии и правовые последствия прямого эффекта директив, в частности:

1) индивиды могут ссылаться на нормы директив как основание защиты их нарушенных прав в национальных судах после истечения срока, предусмотренного для их имплементации (обычно не более 2 лет)

2) директивы могут иметь прямой эффект в отношениях между государствами и индивидами в случае, если они содержат четко сформулированные, безусловные, конкретные обязательства или хотя бы возможно определить конечную цель, которую необходимо достичь государствам;

3) на директивы нельзя ссылаться по спорам между физическими или юридическими лицами;

4) государства не могут не признавать прямое действие директив по искам, поданным против них, если они не приняли надлежащих мер по их имплементации в установленные сроки;

5) понятия «государство» и «государственные органы» понимаются Судом ЕС исключительно широко с отнесением к последним органов трех ветвей власти, включая административные органы и органы местной власти;

6) суды государств должны интерпретировать нормы национального права таким образом, чтобы способствовать, а не препятствовать достижению целей директивы в соответствии со статьей 10 ДоЕС, не входя, однако, в противоречие с содержанием конкретных и четко сформулированных норм национального права.

Решение «является обязательным во всех своих частях для тех, кому адресовано» (ст. 249 ДоЕС). Решения адресованы конкретным государствам либо физическим или юридическим лицам. Они, как и регламенты, носят обязательный характер и обладают прямым действием.

Рекомендации и заключения не являются обязательными для государств-членов, однако национальные суды могут обратиться в Суд ЕС за толкованием или установлением действительности рекомендованных мер. Заключение в большинстве случаев готовится в ответ на заданный вопрос, а рекомендации формулируются органами ЕС самостоятельно.

Акты, принимаемые органами ЕС по вопросам общей внешней политики, Союз преследует цели ОВПБ путем: определения принципов ОВПБ и ее общих ориентиров; принятия решений об общих стратегиях; принятия совместных действий; принятия общих позиций; укрепления систематического сотрудничества между государствами-членами в проведении их политики.

Принципы ОВПБ и решения об общих стратегиях принимаются Европейским советом (пп. 1—2 ст. 13 ДЕС), который является органом межгосударственного сотрудничества (ст. 4) Их правовая сила ДЕС не установлена. Указанные акты представляют собой межгосударственные договоренности, и в случае их воплощения в документарной форме носят рекомендательный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: