Действие запрета статьи 101 Договора о ЕС и регламента 330/2010 во времени и пространстве

Регламент 330/2010 вступил в силу с 1 июня 2010 г. Срок его действия продлится до 31 мая 2022 г. В регламенте установлен переходный период в один год, с 1 июня 2010 г. по 31 мая 2011 г., для договоров, которые уже действовали на момент вступления в силу нового регламента, но удовлетворяли требованиям, т. е. подпадали под изъятия из антимонопольного регулирования, предусмотренные регламентом 2790/1999 от 22 декабря 1999 г.

Запрет статьи 101 Договора о ЕС (и, соответственно, возможность блоковых изъятий по регламенту 330/2010) касается в том числе и договоров, которые способны затрагивать торговлю между государствами-членами и имеют целью или результатом создание препятствий для конкуренции в рамках внутреннего рынка (ЕС). Ключевым здесь выступает территориальный принцип — рынок ЕС. Следовательно, соглашение, например, заключенное между принципалом (поставщиком) из Республики Беларусь, с одной стороны, и агентом — резидентом ЕС, с другой стороны, может подпадать под действие статьи 101 Договора о ЕС. Примеры применения данной статьи к соглашениям по импорту товаров в ЕС можно найти в правоприменительной практике Суда Европейского союза.

Как уже было отмечено ранее, статья 101 применяется к соглашениям или согласованной практике между двумя или более предприятиями. Дефиниция «предприятие» имеет существенное значение при определении сферы действия статьи 101. Хотя Договор о ЕС не дает разъяснения по этому поводу, понятие «предприятие» получило толкование в правоприменительной практике ЕС.

Базисное определение было предложено Судом ЕС: «определение предприятия охватывает любое самостоятельное образование, вовлеченное в экономическую активность, вне зависимости от юридического статуса и способа финансирования такого образования» (впервые в деле Höfner and Elser v. Macrotron (1991), позже в деле Dansk Rørindustri and Others v. Commission (2005) и др.). Таким образом, под понятие «предприятие» в смысле статьи 101 может подпадать все многообразие как юридических, так и физических лиц (например, врачей, занимающихся частной практикой, артистов-исполнителей). Главным критерием здесь является осуществление экономической активности.

Данное предприятие должно быть полностью независимым для применения к нему запретов статьи 101, что подтверждается в доктрине и многочисленной практике Суда ЕС. Следовательно, два или более самостоятельных образования считаются единым (одним) предприятием для целей применения права конкуренции, если экономические взаимоотношения между данными предприятиями позволяют рассматривать их как единую экономическую единицу. В таком случае соглашение между ними будет рассматриваться не как соглашение между независимыми предприятиями, т. е. статья 101 и ее запреты не должны применяться. Так, Европейская комиссия, рассматривая вопрос Christiani & Nielsen в 1969 г., пришла к выводу, что соглашение о разделении рынка между датской компанией и ее представительством в Нидерландах не подпадает под сферу действия запрета статьи 81 (старая нумерация статьи 101).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: