Понятие, цели и методы сближения права государств-членов Европейского Союза

Европейский союз – одно из наиболее успешных и перспективных интеграционных объединений в мире на сегодняшний день, что делает его интересным для исследований как с экономической, так и с юридической точки зрения

Безусловно, процесс объединения не мыслился как моментальный. Государства пошли по пути поэтапной интеграции, путем постепенного сближения законодательств государств-членов с тем, чтобы люди, институты, организации и все возможные объединения на территорий государств действовали по одним и тем же правилам и в пределах всего Сообщества. Безусловно, процесс сближения законодательств достаточно сложен и все еще не завершен, поскольку в государствах-членах годами складывались определенные меры поведения и, соответственно, определенные нормы права, а традиции, как известно, менять не легко. Кроме того, государствам трудно отказываться от той исключительной компетенции, которой они обладают, и передать права принимать обязательные для них же решения органам, которые им не подвластны.

Паралельно с процессом сближения законодательств государств-членов идет и процесс унификации права ЕС, то есть создания отдельной независимой наднациональной системы права, действующей по всей территории Сообществ и обладающей безусловным верховентсво над законодательствами государств-членов.Оба эти процесса, как гармонизация, так и унификация, идут с разными темпами в различных сферах деятельности. Во-многом это зависит от той роли, которой государства традиционно играют в той или иной сферы жизни общества. Так, одной из наиболее сложных для интеграции остается сфера социальной защиты населения.

Общие положения об унификации и гармонизации права ЕС. Основополагающими целями европейской интеграции являются развитие экономической активности, экономический рост, высокий уровень занятости и социальной защиты. Одним из основных инструментов достижения этих целей является создание внутреннего рынка. В Договоре о ЕС изложены основные средства достижения этого – устранение границ между государствами-членами и отмена всяких ограничений, препятствующих торговле между ними. Эти ограничения запрещены положениями Договора, касающиеся свободы передвижения товаров, услуг и капитала, а также свободы конкуренции и свободы передвижения лиц (как рабочих наемного труда, так и самозанятых лиц). Поскольку право Сообщества обладает верховенством, то любое национальное законодательство, препятствующее осуществлению этих свобод или ведущее к дискриминации на основании национальности, может быть признано незаконным как противоречащее праву ЕС.

Основные свободы, гарантированные правом ЕС, касаются как физических, так и юридических лиц. Статья 58 (ст. 48 н.н.) Договора распространила эти свободы на все компании или фирмы, созданные в соответствии с законодательством одного из государств-членов, имеющие свой центральный офис, осуществляющие центральное управление или ведущие свою основную деятельность на территории Сообщества. При этом, под «компаниями или фирмами» подразумеваются юридические лица, учрежденные на основе гражданского или торгового права, регулируемые нормами публичного или частного права, за исключением обществ, которые не преследуют цель извлечения прибыли. Однако, национальные законы, регулирующие порядок учреждения и деятельность юридических лиц, весьма сильно отличаются в государствах-членах. На пример, в разных странах ЕС по-разному определяется национальность юридического лица (в одних государствах – по месту регистрации компании, в других – по месту ведения основной предпринимательской деятельности). Более того, в правовых теориях государств, придерживающихся различных систем права, есть различия даже в самом определении понятия юридического лица. Это влечет за собой конкуренцию законодательств государств-членов и приводит к возникновению реальных препятствий на пути к интеграции. С тем, чтобы избежать этого в пункте 3 статьи 54 Договора 1957 года на Совет министров и на Комиссию возлагалась особая ответственность за разработку общей программы ликвидации существующих ограничений на свободу экономической деятельности. В Амстердамском договоре 1997 года этот пункт уже не присутствовал, поскольку уже были предприняты основные шаги на пути гармонизации законодательств государств-членов, и в частности акционерного права. Тем не менее, в новой редакции статьи 54 (ст. 44 н.н.) предусмотрено, что Совет министров и Комиссия «координируют в необходимой степени рамки тех гарантий, которых государства-члены требуют от компаний с целью защиты интересов их участников и третьих лиц в том смысле, как они определены в параграфе 2 статьи 58 (ст. 48 н.н.), с тем, чтобы обеспечить эквивалентность этих гарантий на территории всего Сообщества».

Правовую базу для мер Сообщества в области сближения законодательства государств-членов, помимо статьи 54, предоставляет также статья 57, которая уполномачивает Совет принимать директивы, содействующие взаимному признанию дипломов и иных официальных документов о квалификации, что напрямую касается свободы передвижения лиц, занимающихся самостоятельной экономической деятельностью. Кроме того, в статье 221 Договора (ст. 294 н.н.) государства-члены берут на себя обязательство предоставлять гражданам других государств-членов национальный режима в том, что касается их участия в капитале компаний или фирм.

Первоочередное отношение к сближению законодательств имеет также статья 100 Договора о ЕС, которая предоставляет Совету «полномочия принимать единогласно директивы о сближении законодательных, регламентарных и административных положений государств-членов, которые оказывают непосредственное влияние на создание и функционирование общего рынка». При этом, институты Сообщества весьма широко толкуют эту статью, распространяя ее действие на любые меры государств-членов, которые каким-то образом затрагивают интеграцию.

Следует также остановится на статье 220 Договора о ЕС (ст. 293 н.н.), которая сохраняет за государствами-членами возможность при необходимости вступить в переговоры между собой и достичь соглашения в рамках международного права по таким вопросам, регулируемым законами разных стран, как взаимное признание компаний и фирм; сохранение статуса юридического лица при перенесении его юридического адреса из одного государства-члена в другое; возможность слияния компаний и фирм. Кроме того, в статье 235 Договора о ЕС (ст. 308 н.н.) Совету предоставляются дополнительные полномочия, на основе единогласия, для достижения целей Сообщества. Эта статья имела особое значение для принятия регламента об Европейском объединении по экономическим интересам, а также регламентов, касающихся контроля за слиянием компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: