Мост через реку Сосну

В настоящее время он не сохранился. Построен мост был в 1857г. И назывался Воронежским. Прослеживая маршрут бунинского героя, убеждаемся в достоверности городского топографического рисунка: «… И я пошел по мосту через реку… Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо - древний, горбатый и как будто не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости… А впереди, на взгорье темнеет садами город, над садами торчит пожарная каланча…»

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Ул. Октябрьская)

Первая деревянная Покровская церковь построена в Ельце в конце XVI – начала XVII вв.

Приход Покровского храма состоял в основном из казаков Александровской и Кузнецкой слобод.

В середине XVIII столетия прихожане решились на строительство новой каменной церкви вместо старой деревянной. О чем и просили разрешения епархиального начальства. Указ о постройке каменного храма был выдан из Воронежской духовной консистории 20 марта 1751г., после чего на средства прихожанина, елецкого купца Никиты Криворотова до 1759 г. велось сооружении одной из первых в Ельце каменных церквей.

Когда заканчивались занятия, а уроки на завтрашний день были сделаны, Ваня отправлялся гулять по городу. Он очень любил, вместе с ребятами, подниматься на колокольню церкви Покрова Пресвятой Богородицы, откуда был виден весь город. И это было чуть ли не единственной его радостью. В рассказе «Над городом» Бунин так напишет о своих ощущениях:

«…С высоты всё кажется красивее, меньше: двор… бел, опрятен, между его высохшими плитами пробивается первая травка…

… Мы поднимаемся вверх, и теперь даже огромный купол церкви был наравне с нами, а под ним – разноцветные крыши города, сбегающего к реке, улицы и переулки меж ними, грязные дворы, сады и пустоши …А какой простор зеленых полей развертывается вокруг города…

Когда мы одолевали, наконец, последний ярус колокольни, мы видели вокруг себя только лазурь, да и волнистую степь. Город, как пестрый план, лежал далеко под нами, маленький и скучный, а в сердцах у нас было то, что должны испытывать на полете ласточки.»

А однажды, поднявшись на верхнюю ступеньку лесенки, ведущей к колоколам, вдруг увидел Ваня на колоколе барельефный лик строгого и прекрасного Ангела Великого Совета и прочитал сильное и краткое веление: «Благовествуй земле радость велию…»

И на всю жизнь запомнил И.А. Бунин благовест этих колоколов:

«Стояли мы, охваченные восторгом перед гигантской силой звуков, замирая от захватывающей дух гордости, точно сами мы были участниками в возвышенном назначении благовествовать радость.»

Бабий базар (Женский рынок)

К Торговой улице примыкал Бабий базар, одно из древнейших мест нашего города у старинных городских ворот над высоким берегом Ельчика. Сохранилось среди ельчан предание, что здесь когда-то продавались татарами в рабство русские пленницы, отсюда и идет это тюркское название места – Бабий базар… В бунинские времена он был сосредоточением торговых связей с селом, мелких лавок, грязных трактиров.

В повести «Деревня» И. А. Бунин писал: «Забрёл он недавно в трактир Авдеича на Бабьем базаре. Вошёл во двор, утопая по щиколотку в грязи, и со двора поднялся на второй этаж по такой вонючей, насквозь сгнившей деревянной лестнице, что даже его, человека, видавшего виды, затошнило...»

Мужская гимназия (Школа №1)

Мужская гимназия была открыта 1871г. И. Бунин поступил сюда в 1881г. И проучился в ней четыре года. Гимназия оставила у писателя горькие воспоминания.

Теперь И.Ф. Бунин увидел бы на здании его гимназии мемориальную доску, где стоит его имя, окруженное уважением и памятью земляков-ельчан, рядом с именами М. М. Пришвина и Н. А. Семашко.

В рассказе «Поздний час», написанном во Франции, Бунин вспоминал гимназию:

«... тут все осталось таким, как полвека назад: каменная ограда, каменный двор, большое каменное здание во дворе – все так е казенно, скучно, как было когда-то»

Так Бунин описывал свою первую гимназическую пору: «Редкая праздничная новизна гимназии: чистый каменный двор, сверкающие на солнце стекла и медные ручки входных дверей, чистота, простор и звучность выкрашенных за лето свежей краской коридоров, светлых классов, зал и лестниц, звонкий гам и крик несметной юной толпы, чинность и торжественность первой молитвы перед ученьем в зале и первая драка при захвате мест на партах, первое появление в классе учителя…»

Мужская гимназия оставила у писателя горькие воспоминания: «Теперь детство кажется мне далёким сном, но до сих пор мне приятно думать, что хоть иногда поднимались мы над мещанским захолустьем, которое угнетало нас длинными днями и вечерами, хождением в училище, где гибло наше детство, полное мечтами о путешествиях, о героизме, о самоотверженной дружбе, о птицах, растениях и животных, о заветных книгах!» (И. А. Бунин, «Над городом»).

Женская гимназия (Первый корпус ЕГУ им. И. А. Бунина )

На одной линии с мужской гимназией, на Манежной (ныне Ленинской) улице, находилась Елецкая женская гимназия. В рассказах «Первая любовь», «Лёгкое дыхание», особенно в романе «Жизнь Арсеньева» Бунин вспоминает очарование первого бала, нежную прелесть, чистую красоту юного женского мира.
Женская гимназия была связана и с именем гимназистки - Оли Мещерской, героини рассказа «Легкое дыхание».

А на свой первый бал он придет в женскую гимназию(гл. корпус пединститута) и вот как будет вспоминать об этом потом:

«… в новом синем мундирчике и белых перчатках, с радостью в душе носился он по коридору, лестницам, скользил среди танцующих в огромной зале, с жемчужным светом люстр, вслушивался в торжественно – звучный гром военной музыки, был очарован каждой гимназисткой.»

Когда-то эту гимназию с золотой медалью закончила и его возлюбленная – Варвара Пащенко.

Городской парк (ул. Коммунаров)

С женской гимназией соприкасался городской сад, излюбленное место гуляния Елецкой молодежи и в бунинские времена, и сегодня. В 19 в. он был в 2 раза меньше и назывался Дворянским садом. В саду любил гулять И. А. Бунин, памятник которому стоит на центральной аллее (по проекту Кравченко). С городским парком Бунина связывали воспоминания о большой и горькой любви к Варваре Пащенко. В одном из писем он признавался, как при ожидании ее в беседке у него начинало трепетать сердце, когда он видел, что на аллее сада появляется девушка в черном пальто, близорукая, ищущая его глазами. Уютный зеленый интерьер городского парка, со старыми аллеями и пахучими клумбами, вспоминался Бунину очень часто.

В повести «Деревня»,в лирической миниатюре «Аля», в «Жизни Арсеньева» изображен Елецкий городской сад. «В городском саду играет оркестр стражников… Казаков прислали целую сотню…»

И.А.Бунин очень любил бывать в Городском саду. Его уютный зеленый интерьер со старыми аллеями вспоминался ему очень часто:

«Я чуть не час мылся, наряжался и чистился дома и, когда шел в сад, чувствовал, как у меня леденеют руки и огнем пылают уши. В саду опять играла музыка, перед раковиной, на площадке, бил среди большого цветника, раскидистый фонтам, и мне навсегда запомнилась его свежесть и прохладный очаровательный запах обрызганных им цветов, которые, как я потом узнал, назывались просто «табак», запомнились потому, что этот запах соединялся у меня с чувством влюбленности, которой я был сладко болен впервые в жизни несколько дней, после встречи с симпатичной уездной барышней.»

Детский сад (ул. Коммунаров)

Напротив городского парка - Детский парк. Он раньше назывался Детским садом. Это был сад при приюте для девочек, который содержался на деньги купцов Калабиных. На территории парка раньше стояла небольшая церковь купцов Калабиных.

На выходные приезжал отец, и вечером шли они в Детский сад, где недалеко от расписной карусели стоял шатер цирка братьев Труцци. И маленький Ваня восхищался, когда вылетали на арену клоуны, затем белая лошадь, на которой стоя неслась вся осыпанная золотыми блестками женщина в розовом трико. Музыка с беззаботной удалью нажаривала «Ивушка, ивушка, зеленая моя», чернобородый красавец посреди арены «стрелял» длинным бичом...

очевидностью проявилась и нищета самых крайних пределов, и жестокое безразличие к ней хозяев города, и по-купечески пышные почести и поклонение к умершему юродивому как к святому.

Дом Варвары Пащенко (ул. Пушкина)

Любовь неожиданно ворвалась в его жизнь, пронзив сердце. Ему было 20 лет, когда он потерял голову от любви к дочери состоятельного Елецкого врача Вареньки Пащенко. Её дом на улице Пушкина, станет самым дорогим для сердца местом Ельца, а сама Варвара – его «сияющей путеводной звездой».

***

Ночью, в темном саду постоял вдалеке,

Посмотрел в мезонин освещенный:

Вот ушла…вот вернулась уже налегке

И с косой на плече, заплетенной.

«Вспомни прежнее! Вспомни, как тут…»

Не спеша, лишь собой занятая,

Потупила огонь… И поют,

И поют, соловьи изнывая.

Темен дом, полночь в тихом саду.

Помолись над небесной бездной,

На заветную глядя звезду

В белой россыпи звездной.

Через некоторые время после знакомства, она станет его гражданской женой, проживет с ним четыре года, и это время, проведенное Буниным вместе с нею, навсегда осталось в его памяти как лучшие мгновения жизни. И вот в 1938 году, в своем рассказе «Поздний час», он придет к ее дому, чтобы еще раз вспомнить свою любовь и поклонится ей.

Сенная площадь (ул. Коммунаров)

Чуть дальше Орловскую улицу пересекала Сенная площадь. На Сенной площади во времена Бунина устраивались ярмарки. Елецкие социальные контрасты были настолько разительными, что Бунин, описывая ярмарку на Щепной площади (Сенной, где теперь находится здание театра «Бенефис»), в повести «Деревня» акцентировал на них внимание читателя:

«... Ярмарка, раскинувшаяся по выгону на целую версту, была... шумна, бестолкова».

«Господи боже, что за край! Чернозем с полтора аршина, да какой! А пяти лет не проходит без голода. Город на всю Россию славен хлебной торговлей, - ест же этот хлеб досыта что человек во всём городе. А ярмарка? Нищих, дурачков, слепых и калек, да все таких, что смотреть страшно и тошно, прямо полк целый!»

Старое кладбище (ул. Свердлова)

Именно сюда, на елецкое кладбище, принесет Бунин, «как тяжкую чашу» свое остановившееся сердце. Тема любви, жизни и смерти, чужбины и родины получает автобиографическое воплощение, просматриваемое в топографии «Позднего часа», в котором желанная поэтическая родина конкретизуется для Бунина Елецкой землей. Этот автобиографический отпечаток позволяем почувствовать душу самого писателя, покинувшего родину, но томившегося и страдавшего по ней всю жизнь и свершившего, в конце концов, своеобразное возвращение, чтобы отдать ей навеки своё умирающее, но полное любви к ней сердце. Здесь он мысленно похоронит свою любимую, и это кладбище станет для него символом родной земли, где он страстно желал бы уснуть вечным сном. Память привела 68-летнего человека, много узнавшего повидавшего в жизни, в благословенные времена его юности, в те далекие места, суждено было познать ему радость и горечь первой любви. Тогда, в то далекое время, казалось ему, что вспыхнула на небосклоне новая звезда – «стоцветная звезда любви и счастья», неожиданно ярко осветив его жизненный путь. Но не может человек всегда быть беспредельно счастлив. Через несколько лет звезда, светившая ему, погаснет, но навеки в его памяти останется её удивительно-волшебный свет.

(По рассказу «Поздний час»)

***


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: