double arrow

Инцидент в ар-Раджи’


В месяце сафар четвертого года хиджры к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явились представители племен ‘удаль и кара, заявившие, что среди них есть мусульмане, и попросившие его послать с ними тех, кто обучал бы этих мусульман их религии и учил их Корану. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил с ними шесть человек (как сообщает Ибн Исхак и как указывается в одном из хадисов, приводимых аль-Бухари, их было десять), назначив старшим над ними Мурсида бин Абу Мурсида аль-Ганави, да будет доволен им Аллах, (по другим сведениям, старшим был назначен ‘Асим бин Сабит, да будет доволен им Аллах дед ‘Асима бин Умара бин аль-Хаттаба). И они отправились в путь с этими людьми, а когда добрались до ар-Раджи‘, источника воды племени аль-хузайль, который находится в Хиджазе между Рабигом и Джиддой, те призвали на помощь людей из рода бану лихйан племени хузайль в количестве около ста лучников, чтобы напасть на них, и они стали преследовать мусульман и настигли их. Они окружили мусульман, забравшихся на какую-то возвышенность, и сказали им: “Мы обещаем, что если вы спуститесь к нам, мы никого из вас не убьем”. ‘Асим, да будет доволен им Аллах, отказался спускаться и стал сражаться с ним вместе со своими товарищами, семеро из которых были убиты стрелами, после чего в живых остались только трое – Хубайб, Зайд бин ад-Дасина и еще один человек, да будет доволен ими Аллах. Нападавшие снова пообещали мусульманам, что не станут убивать их, и они спустились к ним, но те не сдержали своего обещания и связали их тетивами от луков. Что же касается третьего человека, то он сказал: “Вот первое вероломство!” – и отказался присоединиться к ним. Они попытались уговорить этого человека, когда же он снова отказался, они убили его. Что же касается Хубайба и Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, то их привели в Мекку и продали там в рабство, а оба они в день битвы при Бадре убили некоторых представителей мекканской знати. Хубайб, да будет доволен им Аллах, остался у них в заточении, а через некоторое время мекканцы решили казнить его и вывели из святилища в ат-Тан‘им[766]. Когда они были уже готовы убить его, он сказал: “Дайте мне совершить молитву в два раката”, и они позволили ему сделать это. Совершив эти два раката и произнеся слова таслима, Хубайб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Клянусь Аллахом, если бы не сказали вы, что я боюсь, я бы обязательно добавил!”[767] А потом он сказал: “ О Аллах, сочти число их, и уничтожь их одного за другим[768], и не оставляй из них никого!” А потом он прочитал такие стихи:




Собрались вокруг меня союзные племена,

собравшие всех, кого могли,

и привели с собой своих детей и жен,



а меня привязали к высокому стволу.

Одному лишь Аллаху жалуюсь я на свое одиночество, и скорбь,

и на то, что собрали для меня перед моей смертью[769] эти союзники.

О Обладатель престола, дай мне вытерпеть то, что хотят они

сделать со мной,

ибо они растерзали мою плоть и отравили мне жизнь.

Они предложили мне избрать неверие, но смерть лучше этого.

Плачут глаза мои, но слез их не видит никто.

Если я буду убит, (оставаясь) мусульманином, мне все равно,

как умру я ради Аллаха.

Это – ради сущности Бога, и если Он пожелает,

то благословит суставы растерзанных частей тела.

После этого Абу Суфйан спросил его: “А был бы ты рад вернуться домой при условии, что у нас оказался бы Мухаммад и мы отрубили бы ему голову?” – на что он сказал: “Нет, клянусь Аллахом, не порадовало бы меня возвращение к моей семье, даже если бы Мухаммад остался на своем месте, но из-за этого уколола бы его колючка, причинив ему боль!”

И после этого они распяли его, оставив возле тела охрану, а потом туда пришел ‘Амр бин Умаййа ад-Дамри, да будет доволен им Аллах, которому хитростью удалось увезти тело Хубайба и предать его земле. Человеком, казнившим Хубайба, да будет доволен им Аллах, был ‘Укба бин аль-Харис, отца которого, Хариса, Хубайб убил в битве при Бадре.

В “Сахихе” сообщается также, что Хубайб, да будет доволен им Аллах, положил начало обычаю совершать молитву в два раката перед казнью и что люди видели, как он ел виноград в такое время, когда в Мекке нельзя было найти и финика.[770]



Что же касается Зайда бин ад-Дасины, да будет доволен им Аллах, то его купил Сафван бин Умаййа, впоследствии казнивший его в отместку за смерть своего отца.

Курайшиты послали своих гонцов к месту гибели ‘Асима бин Сабита, да будет доволен им Аллах, желая, чтобы им доставили какую-нибудь часть его тела, по которой его можно было бы опознать, так как в свое время ‘Асим убил одного из знатных курайшитов, однако Аллах направил к телу ‘Асима нечто вроде облака из пчел, что защитило его от их посланцев, которые не смогли ничего отрезать от его тела. А раньше ‘Асим дал обет, что многобожник не коснется его тела и что сам он не коснется тела многобожника, и когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, узнал обо всем этом, он сказал: “Аллах хранит Своего верующего раба после его смерти, как хранит Он его и при жизни!”[771]

Трагедия в Бир Ма‘уна

В том же месяце, когда произошел инцидент в ар-Раджи‘, случилась еще более ужасная трагедия, известная как “трагедия в Бир Ма‘уна”.

Суть случившегося состоит в следующем.

Когда Абу Бара’ “Амир бин Малик по прозвищу “муля‘иб аль-асинна” (играющий копьями) явился в Медину к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он призвал его к исламу, на что Абу Бара’ не ответил ни согласием, ни отказом, а сказал: “О посланник Аллаха, если бы ты направил своих сподвижников к жителям Неджда, чтобы они призвали их к твоей религии, я думаю, что они ответили бы на твой призыв”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я боюсь, что жители Неджда причинят им вред”. Абу Бара’ сказал: “Я обеспечу им свою защиту”, после чего, как сообщает Ибн Исхак, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил с ним сорок своих сподвижников, тогда как в “Сахихе” сообщается, что их было семьдесят, и последнее соответствует истине. Старшим над ними пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назначил аль-Мунзира бин Амра по прозвищу “Аль-му‘так ли-йамута” (Освобожденный для того, чтобы умереть) из рода бану Са‘ида. Эти люди относились к числу достойнейших мусульман и являлись чтецами Корана[772]. Днем они собирали дрова и продавали их, а на вырученные деньги покупали еду для живших под навесом[773], по ночам же они занимались изучением Корана и молились. Они добрались до Бир Ма‘уна, источника, расположенного между землями племен бану “Амир, харрой и землями племени бану салим, откуда отправили брата Умм Суляйм, Харама бин Мильхана, да будет доволен Аллах ими обоими, с посланием пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к врагу Аллаха ‘Амиру бин ат-Туфайлю. Однако “Амир, даже не взглянувший на это послание, велел одному человеку поразить Харама копьем в спину. Когда он бросил это копье и Харам, да будет доволен им Аллах, увидел кровь, он воскликнул: “Аллах велик! Клянусь Господом Каабы, я добился успеха!”[774]

А после этого враг Аллаха “Амир призвал людей из племени бану “амир напасть на остальных мусульман, однако они не ответили на его призыв, поскольку Абу Бара’ обещал им свою защиту. Тогда он призвал к этому племя бану салим, и на этот призыв откликнулись относившиеся к нему племена ‘усаййа, ри‘ль и закван, которые окружили этих сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и уничтожили их всех до единого, если не считать Ка‘ба бин Зайда бин ан-Наджжара, да будет доволен им Аллах, получившего ранение и оставшегося лежать среди убитых. Благодаря этому он выжил и встретил свою смерть позднее, во время битвы у рва.

‘Амр бин Умаййа ад-Дамри и аль-Мунзир бин ‘Укба бин “Амир, да будет доволен Аллах ими обоими, которые пасли скот мусульман, увидели птиц, круживших над этим местом, и тогда аль-Мунзир спешился, бросился в бой с многобожниками и был убит, как и его товарищи, а ‘Амр бин Умаййа ад-Дамри попал в плен. Узнав, что он родом из племени мудар, “Амир обрезал ему волосы, а потом отпустил его на волю, выполняя обет своей матери, обещавшей освободить раба.

Вернувшись к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Амр бин Умаййа ад-Дамри, да будет доволен им Аллах, рассказал ему об этой ужасной беде, повлекшей за собой гибель семидесяти достойнейших мусульман и напомнившей о великом бедствии при Ухуде с той лишь разницей, что одни погибли в открытом бою, а других вероломно убили.

Возвращаясь назад, ‘Амр бин Умаййа, да будет доволен им Аллах, достиг аль-Каркара у середины вади Канат. Там он остановился на отдых в тени дерева, а позднее к нему присоединились два человека из племени бану киляб. После того как они заснули, ‘Амр убил их обоих, посчитав, что таким способом он может отомстить за своих погибших товарищей. Однако потом оказалось, что они были связаны с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, договором, о чем ‘Амр не знал. Явившись к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он рассказал ему о том, что сделал, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты убил двоих людей, за которых я обязательно должен буду заплатить выкуп!” – после чего стал собирать для этого средства с мусульман и их союзников-иудеев,[775] что послужило причиной столкновения с бану ан-надир и о чем речь пойдет ниже.

Это несчастье и то, что произошло в ар-Раджи‘ за несколько дней до этого,[776] причинили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильную боль и заставили его испытать такую печаль и беспокойство[777], что он даже стал призывать проклятия на тех людей и те племена, по вине которых были вероломно убиты его сподвижники. В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал проклятия Аллаха на тех, кто погубил его сподвижников в Бир Ма‘уна, в течение тридцати дней. Во время утренних молитв он призывал проклятия на племена ри‘ль, закван, лихйан и ‘усаййа, говоря: “(Люди из племени) ‘усаййа ослушались Аллаха и Его посланника”.







Сейчас читают про: