Любой из тех, кто займется рассмотрением военных походов мусульман с участием или без участия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поразмыслит об обстоятельствах, связанных с этими военными действиями, их роли и всевозможных закулисных сторонах, будет вынужден признать, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являлся величайшим полководцем в мире и был самым здравомыслящим и прозорливым из них, выделяясь среди всех своей исключительной гениальностью, а кроме того, он был величайшим из всех посланников и пророков, если говорить о важности возложенной на него миссии. Он никогда не вступал в бой, если обстоятельства не требовали решительности, проявления мужества и хорошего управления, и поэтому ни одно из сражений с его участием не было проиграно в результате ошибочного замысла, неправильного боевого построения или ошибки в выборе стратегического направления, наилучшей позиции или наилучшего плана ведения боя, и везде он применял такие методы руководства, каких еще не знал мир. Если же говорить о том, что произошло во время сражений при Ухуде и Хунайне, то во втором случае неудача на первых порах объяснялась проявлением слабости со стороны некоторых воинов, что же касается поражения при Ухуде, то причиной его было нарушение приказов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и невыполнение разработанного им плана сражения, диктовавшегося военной необходимостью.
Однако в обоих этих сражениях гениальность посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявилась и после полного или частичного поражения мусульман, поскольку он выказал твердость в противостоянии врагу и благодаря своей исключительной мудрости не позволил своим противникам добиться осуществления поставленных ими целей, как это было при Ухуде, или же вообще изменил ход сражения, в результате чего поражение превратилось в победу, как это было при Хунайне, несмотря на то, что опасное развитие событий или сокрушительное поражение обычно оказывает наихудшее воздействие на чувства и нервы военачальников, заставляя их думать только о том, как бы спастись самим.
Все сказанное касается чисто военных аспектов походов и сражений. Что же касается других сторон, то благодаря этим походам посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, удалось установить мир и спокойствие, погасить огонь смут, подорвать силы врагов в процессе борьбы между исламом и многобожием и заставить их искать мира, а также расчистить путь для распространения исламского призыва. Кроме того, военные походы позволили пророку, да благословит его Аллах и приветствует, отличить своих искренних сподвижников от тех, кто внутренне оставался лицемером и был склонен к вероломству и предательству.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воспитал большую группу военачальников, которые впоследствии сражались в Ираке и Шаме с персами и византийцами, превосходя их с точки зрения разработки планов военных действий и их ведения, что позволило им вытеснять противников с их собственных земель, лишая их садов, источников, земельных наделов и всех прочих благ, которыми они пользовались.
Кроме того, благодаря военным походам посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, удалось обеспечить мусульман землей и работой, в результате чего были решены многие проблемы беженцев, не имевших ни работы, ни жилья, а армию он обеспечил оружием, снаряжением, продовольствием и необходимыми средствами, причем добился всего этого, не притесняя рабов Аллаха и не предпринимая против них никаких враждебных действий.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изменил сами цели и задачи, ради которых велись войны в эпоху джахилийи. Если раньше война подразумевала собой только грабежи, убийства, набеги, несправедливости, притеснения, месть, удовлетворение собственных желаний, подавление слабых, разрушения, насилие над женщинами, жестокость по отношению к немощным и детям, уничтожение посевов и скота и нанесение ущерба, то в исламе война стала средством осуществления благородных и похвальных целей, которыми человеческое общество могло бы гордиться в любом месте и в любой период своей истории. Война стала средством освобождения человека от притеснения и насилия и обеспечения справедливости, средством избавления от такого порядка, когда сильный поедал слабого, и перехода к такому порядку, когда сильный остается слабым до тех пор, пока с него не берут положенного[1167]. И война стала средством избавления «слабых из (числа) мужчин, женщин и детей, которые (взывают): “Господь наш! Выведи нас из этого селения, жители которого несправедливы, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя заступника!”»[1168] И война стала средством очищения земли Аллаха от вероломства, предательства, греха и враждебности, на смену которым пришли мир, безопасность, милосердие, соблюдение прав человека и великодушие.
И, наконец, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил благородные правила ведения войны, придерживаться которых он обязывал своих солдат и их командиров, не позволяя им отступаться от этих правил ни при каких обстоятельствах. Суляйман бин Бурайда передал, что его отец, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначал кого-нибудь командовать армией или отрядом, он наказывал ему не забывать о богобоязненности в отношениях со своим ближайшим окружением и хорошо обращаться со всеми мусульманами, которые будут находиться вместе с ним, а потом говорил: “Выступайте в поход с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход, и не преступайте пределы (разумного), не поступайте вероломно, не обезображивайте трупы и не убивайте детей …”
Сообщается также, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал своим сподвижникам стремиться к облегчению положения людей, говоря им: “Облегчайте, а не создавайте затруднения, и успокаивайте, а не внушайте отвращение (к исламу)”.[1169] И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подходил к поселению кого-либо из людей, он не нападал на них до утра, и он строжайшим образом запрещал сжигать людей, подвергать их пыткам огнем и морить голодом, и он запрещал не только убивать женщин и детей, но и бить их, и он столь строго запрещал заниматься грабежом, что даже сказал: “Поистине, награбленное является не более дозволенным, чем (употребление в пищу) падали”, и он запрещал уничтожать посевы и скот и вырубать деревья за исключением случаев крайней необходимости, когда ничего другого уже не остается, а во время завоевания Мекки посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ни в коем случае не добивай раненого, и не преследуй отступающего и не убивай пленного”, он запрещал убивать посланников и строго-настрого запретил убивать живущих на мусульманских территориях (му‘ахидуна)[1170], сказав: “Тот, кто убьет живущего на мусульманской территории, не ощутит благоухания рая, хотя аромат его будет ощущаться на расстоянии сорока лет пути”. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил много разных других достойных правил ведения войны, благодаря чему войны были очищены от грязи джахилиййи и стали священными войнами[1171].