1) На каждом обособленном сегменте рынка максимизация прибыли будет достигнута при соблюдении равенства МС = МR. Найдем предельную выручку для каждого сегмента рынка как производную от валовой выручки. А валовую выручку найдем как произведение цены и объема производства:
Сегмент 1:
Qd1 = 120 – P1;
P1 = 120 – Q1;
TR1 = (120 - Q1)* Q = 120Q – Q2
МR1 = (ТR) = (120Q – Q2) = 120 - 2Q;
МR1 = MC;
120 - 2Q1 = 3;
Q1 = 58,5 тыс.ед; P1 = 120 – 58,5 = 61,5 грн.
Сегмент 2:
Qd2 = 90 – 2P2;
P2 = 45 – 0,5Q2;
TR2 = (45 – 0,5Q2)* Q = 45Q – 0,5Q
МR2 = (ТR) = (45Q – Q2) = 45 – Q2;
МR2 = MC;
45 – Q2 = 3;
Q2 = 42 тыс.ед; P2 = 45 – 0,5*42 = 24 грн.
2) Определим совокупный объем продажи при условии ценовой дискриминации:
Qd1+ Qd2 = 57,5 = 42 = 100,5 тыс.ед.
3) Долгосрочные предельные затраты равны совокупным средним затратам, поэтому прибыль для каждого сегмента рынка найдем по формуле: П = TR – TC = P*Q – МС * Q;
П1 = 61,5*58,5 – 58,5 * 3 = 3422,25 тыс.грн
П2 = 24*42 – 42 * 3 = 882 тыс.грн
Тогда совокупная прибыль монополиста, при условии осуществления ценовой дискриминации составит: П1 + П2 = 3422,25 + 882 = 4304,25 тыс.грн
4) Еслм монополист не в состоянии осуществлять ценовую дискриминацию, то оба сегмента рынка будут объединены, и продукт будет продаваться по одинаковой цене.
Соответственно, спрос на продукцию монополии найдем, сложив спрос двух групп потребителей: Qd1+ Qd2 = 120 – P + 90 – 2P = 210 – 3Р;
3Р = 210 – Q;
Р = 70 – 0, 33Q;
TR = (70 – 0,33Q)* Q = 70Q – 0,33Q
МR = (ТR) = (70Q – 0,33Q ) = 70 – 0,66Q.
По правилу МR = MC, найдем объем выпуска и цену монополиста, не осуществляющего ценовую дискриминацию:
70 – 0,66Q = 3
67 = 0,66 Q;
Q = 101,5 тыс. ед.
Р = 36,5 грн.
Тогда прибыль монополиста будет равна: П = TR – TC = P*Q – МС * Q =
= 36,5 * 101,5 – 3 * 101,5 = 3400,25 тыс.ед.
Вывод: вследствие отмены ценовой дискриминации, объем выпуска практически не увеличился, но значительно снизилась цена, особенно в сравнении с «более дорогим» сегментом рынка – с 61,5 до 36,5 грн., а совокупная прибыль сократилась с 4304,25 тыс. грн до 3400,25 тыс.грн. Это позволяет сделать вывод о том, что отмена ценовой дискриминации является более выгодной для потребителей и существенно сокращает монопольную прибыль.