Место раздела в школьном курсе. Содержание работы

На реализацию цели отведено 11 лет обучения, структурированных в 4 самостоятельных этапа работы над орфографией.

Этапы (шаги) изучения О:

  1. 1-4 класс – начальный: закладываются основы орфографической грамотности.

Формируются умения:

  • Передавать на письме звуки буквами в определенной части слова;
  • Употреблять буквы Ъ и Ь, которые не обозначают звуков;
  • Писать слова раздельно;
  • Употреблять прописные буквы в элементарных случаях.

Знания

(изучаются самые частотные орфограммы, которые встречаются в общеупотребительных словах):

  • Проверяемые безударные гласные и согласные в корне;
  • Гласные в окончаниях существительных и прилагательных;
  • В связи с особенностями графики РЯ изучаются разделительные Ъ и Ь; А, И, У после шипящих.
  1. 5-7 классы - основной: специальное изучение орфографии, закладываются основы относительной орфографической грамотности. Повторяются и изучаются все типы, виды и наиболее частотные случаи орфограмм, которые встречаются в общеупотребительных словах.
  2. 8-9 классы - повторительно-обобщающий этап: знания обобщаются и закрепляются в процессе изучения синтаксиса и пунктуации, при подготовке к диктантам, изложениям и сочинениям; в ходе работы над ошибками, допущенными в письменных работах.
  3. 10-11 классы: совершенствование орфографических навыков при выполнении письменных работ по РЯ и Л. Углубленная работа по орфографии.

В становлении и развитии методики орфографии принимали участие видные ученые-методисты (М.В. Ушаков, Н.С. Рождественский, В.А. Добромыслов, А.В. Текучев, Н.Н. Алгазина, Г.Н. Приступа, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская и др.), известные русские лингвисты (И.А. Бодуэн де Куртене, В.А. Богородицкий, А.И. Томсон, Я.К. Грот, Р.Ф. Брандт, С.П. Обнорский, Д.Н. Ушаков, А.Б. Шапиро, А.И. Гвоздев, Л.В. Щерба и др.), учителя русского языка. При этом сторонники московской фонологической школы разрабатывали фонематическую (или морфематическую) теорию орфографии на основе главного фонематического принципа русской орфографии; приверженцы же ленинградской фонологии разрабатывали морфологическую теорию орфографии на основе главного морфологического принципа русской орфографии. Принципиальное различие заключается в том, что в соответствии с фонематической орфографией перевод речи в письменную осуществляется от звука к фонеме, от фонемы в морфеме – к букве; в соответствии с морфологической орфографией – от фонемы прямо к букве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: