- Опора на звуко-буквенный состав слова
Постоянно проводить различие устной и письменной форм речи на основе законов языка. Ребенок должен понимать, что в РЯ «пишется не так, как слышится».
Акустическая характеристика звуков, входящих в слово, установление закономерностей изменения звуков в определенных фонетических условиях (анализ фонетических процессов и обозначение их графическими средствами), определение сходства и различия между звуками и буквами, выведение орфографического правила.
- Опора на морфемный состав слова.
П р и м е р
Чтобы усвоить написание Е в корне слова «ослепительный»:
- Поставить ударение, выделить безударный гласный;
- Разобрать слово по составу, выделить морфему;
- Подобрать однокоренные слова, опираясь на ЛЗ: слепой, ослепленный, слепить, слепнет, ослепнет, ослепление, слепец;
- Выбрать из данных слов проверочные;
- Объяснить написание Е: в ударяемом положении корня выступает звук [е], следовательно, букву Е нужно писать и в безударном положении.
- Опора на морфологическую принадлежность слова.
М.М. Разумовская: «Грамматичность русской орфографии диктует ее попутное, параллельное с разделами науки о языке изучение». Без опоры на грамматику формирование орфографических навыков в некоторых случаях бывает невозможным.
|
|
- Опора на синтаксис.
На основе анализа предложения установить синтаксическую роль (функцию) слова с трудной орфограммой, исходя из этого, отнести данное слово к соответствующей части речи, определить грамматическую категорию, выделить орфограмму и обосновать выбор буквы, сформулировать орфографическое правило. «Н и НН в кратких причастиях и кратких прилагательных».
- Сопоставление взаимосмешиваемых написаний (Н-НН, ПРЕ-/ПРИ-, -ТСЯ/-ТЬСЯ, НЕ-НИ, З/С в приставках, А/О в корнях, правописание наречий: сверху - с разбегу и др.).
Сопоставление морфем и орфограмм в процессе анализа примеров, выявление сходства и различия в способах словообразования. Выведение правил правописания в процессе такого анализа, сравнение выведенных правил с другими, использование такой системы упражнений, в которой взаимосмешиваемые орфограммы даются в сопоставлении.
- Опора на словарную работу.
Раскрытие семантики слова, подбор синонимов и антонимов, введение слова в активный словарный запас учащихся. Особенно для непроверяемых написаний: гласные и согласные в корнях иноязычных слов (футбол, волейбол), удвоенные согласные.
- Совершенствование орфографических навыков в тесной связи с развитием речи. Любая орфографическая работа должна быть коммуникативно обусловленной и коммуникативно значимой, поэтому используем тексты (подбирает текст учитель/ученик, придумывает текст сам ученик).
Составьте текст-описание. Используйте в нем для связи предложений и частей текста некоторые из следующих наречий: справа, слева, издалека, здесь, вдали, рядом, впереди, вверху, внизу, везде, направо, налево, вправо, влево. Сделайте вывод, для чего могут использоваться наречия в текстах?
|
|
- Постоянная мотивация.
Из анализа свойств русского правописания можно сделать методические выводы о закономерностях его усвоения[1]:
1) непременным условием является знание основ фонетики, морфемики и грамматики;
2) многие современные написания Являются отражением звуковой и грамматической систем прошлого, поэтому в процессе обучения нужно шире использовать исторические справки;
3) в старших классах должны усваиваться не отдельные правила, а системы правописания.