1.В афоризме 1 раскрывается предмет йоги.
2.В афоризмах 2 и 3 дано следующее определение йоги: "После устранения психических и физических изменений, ведущих к низшему миру, происходит объединение индивидуального сознания с Пурушей, Абсолютным Сознанием; это и есть йога".
3.В афоризме 4 объясняется состояние души, порабощенной изменениями ума – вритти.
4.В афоризме 5 говорится о пяти классах этих изменений.
5.В афоризмах 5-11 даны определения пяти изменений ума (флуктуаций умственной субстанции, или вритти) и объясняется их природа. Эти пять вритти таковы:
a. источники достоверного знания;
b. ошибочная интерпретация и иллюзия;
c. мания и галлюцинация;
d. сон;
e. память.
Все эти пять изменений могут приносить как приятные, так и неприятные ощущения, согласно времени, месту, причине, следствию и личности.
6.В афоризме 12 сказано о двух методах контроля изменений ума:
a. абхьяса – практика медитации на Пурушу, Брахман, наду, Шабда-брахман, звуковой поток;
b. вайрагья – непривязанность к материи и продуктам материи.
|
|
7.В афоризмах 13 и 14 описываются суть и природа практики абхьясы.
8.В афоризмах 15 и 16 описываются суть и природа вайрагьи и два класса непривязанности:
a. апара-вайрагья – непривязанность к грубому миру;
b. пара-вайрагья – непривязанность к тонкой природе.
9.В афоризме 17 говорится о четырех ступенях санпраджнята-самадхи:
a. витарка – логическое рассуждение, эпистемологическое мышление;
b. вичара – философское различение;
c. ананда – познание Реальности и Высшего Блаженства;
d. асмита – единение с Пурушей, Брахманом.
10. 10. В афоризмах 18-20 дано определение асанпраджнята-самадхи как тождества с Пурушей, Брахманом, и описаны два класса асанпраджняты:
a. псевдо- асанпраджнята-самадхи, которое приводит сознание к поглощению в пракрити;
b. истинное асанпраджнята-самадхи, которое приводит сознание к тождеству с Брахманом, Пурушей.
11. В афоризмах 21 и 22 рассматривается природа медитирующих и быстрое достижение успеха тем йогом, который осуществляет наиболее интенсивную практику.
12. В афоризмах 23-28 говорится о тождестве с Ишварой; дается определение Пуруши как всезнающего, вездесущего и всемогущего. Этот Пуруша достигается посредством вслушивания в наду, пранаву, и посредством повторения Ом с целью преобразования человеческой личности в божественную личность.
13. В афоризме 29 сказано, что результатами вслушивания в наду являются:
a. Космическое Сознание;
b. устранение всех помех.
14. В афоризмах 30 и 31 описываются помехи, психические и физические расстройства.
15. В афоризме 32 говорится об исключительной роли медитации на Пурушу, Брахман, наду, которая позволяет преодолеть все помехи, психические и физические расстройства.
|
|
16. В афоризме 33 описаны четыре метода очищения ума, дающих возможность поддерживать его в спокойном, счастливом и безмятежном состоянии.
17. В афоризмах 34-39 дано описание различных методов достижения эмоциональной устойчивости.
18. В афоризме 40 объясняется результат концентрации – господство над природой, от самого крошечного атома до беспредельности.
19. В афоризмах 41-44 описывается природа мысленной трансформации и ее четыре класса:
a. савитарка;
b. нирвитарка;
c. савичара;
d. нирвичара.
20. В афоризме 45 объясняется природа пракрити как предельного состояния всех грубых и тонких объектов.
21. В афоризмах 46-49 описывается санпраджнята-самадхи (соединение с Космическим Сознанием) как самадхи "с семенем". Интуитивное сознание, приобретаемое в самадхи, является наивысшим и самым прямым восприятием Запредельной Истины.
22. В афоризме 50 объясняется, что самадхи контролирует все другие впечатления, тенденции и привычки.
23. В афоризме 51 утверждается, что санпраджнята-самадхи (соединение с Космическим Сознанием) завершается в асанпраджнята-самадхи (отождествлении с Космическим Сознанием).