1.Эта глава посвящена кайвалье, нирване, освобождению, самоанализу и самопознанию.
2.В афоризме 1 описываются различные источники сиддх (совершенств).
3.В афоризме 2 рассматриваются законы эволюции.
4.В афоризме 3 говорится о вечном и непрерывном потоке Верховной Природы и о роли действующей причины в проявлении феноменов.
5.В афоризмах 4-6 описано формирование многочисленных умов, которые находятся под контролем исходного ума. Ум, поглощенный Космическим Сознанием, свободен от карм и наиболее чист.
6.В афоризме 7 описываются четыре вида карм.
7.В афоризме 8 говорится о воспроизводстве влечений, психодинамических сил (васан), не прерываемых классом, видом, временем, пространством, смертью, рождением и т.д.
8.В афоризме 9 сказано о кармической преемственности психодинамических сил.
9.В афоризме 10 описывается безначальность и бесконечность психодинамических сил.
10. В афоризме 11 рассматриваются причина, следствие, опора и объект, удерживающие васаны и кармы вместе.
11. В афоризме 12 утверждается, что существует непрерывная преемственность васан и карм на протяжении прошлого, настоящего и будущего.
12. В афоризме 13 говорится о взаимодействии васан, карм и влечений с космическими силами в проявленной, тонкой и непроявленной формах.
13. В афоризмах 14-24 рассматриваются различные аспекты идеализма и реализма.
14. В афоризме 25 речь идет об устранении отождествления человеческого сознания с телом и умом и о достижении единства с Пурушей.
15. В афоризме 26 говорится о читте, которая устремляется к кайвалье, нирване.
16. В афоризме 27 прослеживается происхождение идей и мыслей, разрушительных для самоанализа.
17. В афоризме 28 сказано о необходимости отказа от предрассудков, заблуждений и нетерпимости.
18. В афоризме 29 говорится о дхарма-мегха-самадхи – Космическом Сознании "с дождевым облаком знания".
19. В афоризме 30 описывается прекращение всех карм, васан и влечений.
20. В афоризме 31 говорится о неограниченности самопознания, показывается различие материального познания и самопознания.
21. В афоризме 32 рассматривается прекращение череды трансформаций космических сил в индивидуальной жизни.
22. В афоризме 33 дается определение последовательности чередующихся моментов пространства и времени.
23. В афоризме 34 перечисляются условия кайвальи.
24. В афоризме 35 сказано, что кайвалья тождественна нирване.
25. В афоризме 36 нирвана и кайвалья рассматриваются как Состояние, а Пуруша – как Высшая Субстанция этого Состояния.
26. В афоризме 37 говорится о свойствах освобожденной души.
27. В афоризме 38 дается сравнительное описание Сагуна-пуруши и Ниргуна-пуруши.
28. С помощью этого краткого перечня запомните все афоризмы.
29. Дайте им ваши комментарии и исследуйте все психологические процессы на собственном опыте.
30. Будьте уверены – вы достигнете Всевышнего, ибо то, чего достиг один человек, достижимо и для других людей, приложивших те же усилия. Это вечный закон.
* * *
ити йога-мано-виджняна-даршанам самартам
Так заканчивается книга о философии йоги, кайвалье, пути к абсолютному "Я есмь".
ити патаньджала-йога-сутрам самартам
Так заканчиваются "Йога-сутры" Патаньджали.