Правополушарное мышление

' Нормальные люди — те, кого вы не очень хорошо

знаете.

Оскар Уальд

Творчество и творческая карьера требуют целостного мышления, когда во взаимодействие вступают левое полушарие мозга (аналитическое мыш­ление, склонность к дифференциации и точным расчетам) и правое полу­шарие (образное, синтетическое мышление). Правое полушарие продуци­рует идеи, а левое приводит их в исполнение. Если в работе мозга доминирует правое полушарие, ничто не доводится до конца, а если ле­вое — жизнь становится серой и скучной, а вдохновение пропадает.

Как личность с правополушарным мышлением, вы абсолютно уни­кальны. На свете нет другого такого человека, как вы, и никогда не будет (до тех пор, пока не научатся клонировать не только овец). Представьте себе это лишь на мгновение. За створками страхов, чувства вины и не­уверенности, угрызений совести и стереотипов мышления прячется на­стоящая жемчужина — личность, человек, который достоин быть счас­тливым, преуспевающим и удовлетворенным собой и жизнью. Человек, достойный увлекательной работы, достойный дела, подходящего ему, как перчатка — по руке, и приносящего ему столько радости, что он был бы готов делать его бесплатно. В то же время это дело настолько ценно для других, что за него платят деньги, и немалые. А почему бы и нет? Вы нашли свое место, и вносите вклад в развитие этого мира своим талан­том и своим творчеством.

Как только вы поймете самого себя и выясните, какая работа достав­ляет вам удовольствие, вы сможете жить в согласии со своими естествен-11 i.i ми способностями и склонностями, а не идти против них. Это намного облегчает вам жизнь, делает вас неповторимым, наилучшим образом ра­бе vi ает на вас. Не пропускайте вопросы, которые предлагаются вашему вни-млнию в следующем разделе. Выделите немного времени, чтобы подумать о •""1" кто вы, чем хотите заниматься и каким способом. Я люблю повто-


18 Карьера для творческого человека

рять: чтобы найти себя, прежде вам надо себя, образно говоря, потерять. Поразмышляйте немного вдали от шума и суеты повседневного мира, что­бы открыть для себя новые возможности.

Скажите честно, вам нравится то, чем вы сейчас занимаетесь? С удовольствием ли вы идете на работу каждый понедельник? Воз­вращаетесь ли вы домой счастливым? Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили отрицательно, у вас есть возможность сделать свою жизнь лучше и совершеннее.

Я идеально подходил на роль автора этой книги по двум причи­нам. Во-первых, я — классический пример творческого человека. Я зайово открывал самого себя чаще, чем великий изобретатель Эди­сон получал свои патенты. Мой путь скорее напоминает открытую всем ветрам извилистую дорогу, на крутых поворотах которой меня не раз заносило в кювет, чем прямую автостраду. Я был художни­ком, музыкантом, писателем, тренером и предпринимателем. Во-вто­рых, когда я перепробовал все, что хотел попробовать, и высказал все, чем хотел поделиться с людьми, я нашел способ использовать свои естественные склонности и способности. В результате я обрел и успех, и счастье — я иду по жизни своим путем. Каким бы извилис­тым он ни казался другим, — мне он подходит идеально. А теперь поговорим о вас.

Каков склад вашего ума?

Следующий тест покажет, к чему вы более склонны — к правополушар-ному, левополушарному или целостному мышлению. Отвечайте чест­но и быстро. Не задумывайтесь подолгу над предлагаемыми ниже воп­росами и не пытайтесь выяснить, по какой схеме построен этот тест. "Правильных" ответов на эти вопросы нет и быть не может.

1. Когда я испытываю сильные чувства,

а. я могу членораздельно объяснить другим, что я чувствую.

б. я предпочитаю выражать свои чувства в творчестве.

2. Мне всегда говорили, что

а. из меня получится превосходный бухгалтер.

б. я — прирожденный художник.

3. Успех в жизни

а. непосредственно связан с размером годового дохода.

б. не зависит от моего заработка.

4. Когда меня спрашивают, как мне в голову пришла конкретная идея,

а. я могу ответить так, что другие меня поймут.

б. я чувствую себя пришельцем из космоса.

5. Работая над проектом,


Привилегия обладать "правополушарным" мышлением



а. я не могу почувствовать себя вполне счастливым, пока не закончу.

б. я наслаждаюсь самим процессом работы.

6. За окном чудесный летний день, а мне надо работать. Я

а. сначала закончу работу, а потом пойду на пляж.

б. сначала отправлюсь на пляж, а работой займусь позже.

7. Когда дело касается крупных проектов, моя сильная сторона — это

а. способность видеть детали.

б. способность видеть общую картину "с высоты птичьего полета".

8. Во время откровенного разговора с начальником

а. я говорю то, что думаю, и думаю то, что говорю.

б. я говорю ему то, что он хочет услышать.

9. Когда на мне висит несколько незавершенных проектов,

а. я в растерянности.

б. это меня стимулирует.

10. Когда я занимаюсь благоустройством офиса,

;. а. то нахожу оптимальный вариант планировки и оставляю все в та­ком виде надолго. >< б. меняю все каждые полгода или чаще.

11. Работа в "многозадачном" режиме для меня означает, что я

а. делаю два дела одновременно.

б. рисую каракули в записной книжке, разговариваю по телефону,
* отсылаю электронную почту, просматриваю полученные письма,

ищу потерянную дискету в огромной кипе бумаг на столе, слушаю радио и строю гримасы сослуживцу — и все это одновременно.

12. Когда меня просят принести что-нибудь на торжественный ужин
в офисе,

а. я приношу одноразовую посуду.

б. я умираю от желания испытать на коллегах новый кулинарный
рецепт.

13. После работы

а. я иду домой или отправляюсь куда-нибудь отдохнуть вместе с
сослуживцами.

б. я предпочитаю отправляться туда, где могу встретить незнакомых
людей.

14. Когда я собираюсь что-нибудь сказать,

а. хорошенько обдумываю свои слова.

б. говорю первое, что приходит в голову.

1 Г). Если я спешу на важную встречу, а в это время звонит близкий друг, у которого возникли проблемы в личной жизни, а. я объясняю ему, что опаздываю и обещаю перезвонить, как только освобожусь.



Карьера для творческого человека


б. я посылаю встречу ко всем чертям — ведь другу нужна моя по­мощь прямо сейчас.

16. Когда дело касается решения возникшей проблемы,

а. я анализирую ситуацию.

б. я прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.

17. Моя машина —

а. практичная и безопасная.

б. стильная и "навороченная".

18. Мне проще запоминаются

а. имена.

б. лица.

19. Когда в моей жизни случается кризис,

а. я ухожу в себя и пытаюсь решить проблему самостоятельно.

б. я предпочи гаю обсудить ситуацию с другими.

20. Принимая решения,

а. я стараюсь сосредоточиться на реальных фактах.

б. я склонен сосредоточиться на открывающихся возможностях.

21. У меня день рождения. Мои коллеги решили сделать мне сюрприз и
устроить для меня вечеринку в офисе.

а. Я в смятении (мне не нравятся неожиданности, кроме того, я не
хочу, чтобы все знали, сколько лет мне стукнуло).

б. Я взволнован (я обожаю сюрпризы, и мне никто не верит, когда
я говорю, сколько мне лет).

22. Когда меня спрашивают, как я провел отпуск,

а. я рассказываю, где побывал и с кем познакомился, и хвастаюсь,
сколько сэкономил на дорожных расходах (рассказ занимает при­
мерно три минуты).

б. я красочно расписываю увлекательные подробности своего пу­
тешествия, рассказываю истории о тех удивительных местах,
где побывал, о замечательных людях, с которыми повстречался
и о том удовольствии, которое получил (рассказ занимает око­
ло трех часов).

23. Я обычно пишу

а. правой рукой.

б. левой рукой.

24. Я прирожденный

а. ученик.

б. учитель.

25. Если мне надо сделать выбор между двумя проектами на целый год,

а. я проведу анализ динамики прибыли компании в прошлом и изучу прогнозы на будущее.


Привилегия обладать "правополушарным" мышлением 21

б. я ознакомлюсь с маркетинговым исследованием компании.

26. Когда я встречаюсь с потенциальным клиентом или работодателем,

а. я заранее составляю список вопросов.

б. я веду разговор спонтанно, непосредственно реагируя на реакции
собеседника.

27. Изучая новую компьютерную программу,

а. я сначала читаю инструкцию и таким образом учусь работать с ней.

б. я говорю себе: "Какая инструкция? Сам разберусь".

28. Я верю, что

а. всего можно достичь благодаря собственным усилиям.

б. во Вселенной существуют силы, которые притягивают к нам раз­
личные события и вещи.

^ 29. Я только что пообщался с потенциальным клиентом или работодателем, \ который мне симпатичен. На прощанье \ а. я пожимаю ему руку. [• б. я обнимаю его.

Щ 0. Если бы я выбирал время начала работы, я бы предпочел '; а. шесть утра, б. шесть вечера.

31. Моя повседневная жизнь похожа на фильм

а. "День Сурка" (рутина с небольшими вариациями).

б. "Эйс Вентура, детектив по розыску домашних животных" (одно
приключение за другим).

32. Когда я беру газету, то начинаю

а. с раздела новостей бизнеса.

б. с просмотра карикатур или с раздела юмора.

33.Я собираюсь обедать с сослуживцами, и вдруг меня отвлекает срочный телефонный звонок. Я прошу их сделать заказ от моего имени. Они

а. точно знают, что делать, потому что я всегда заказываю себе одни

и те же блюда.

б. в растерянности, потому что я всегда пробую что-нибудь новое.

34. Если встреча назначена на 10 часов,

а. то в 9-45 я уже на месте. Всем известна моя пунктуальность.

б. я изо всех сил старался прибыть не самым последним, но кто знал,
что на дорогах такие пробки?

35. Я потерял свой органайзер.

а. я пропал, ведь там была вся моя жизнь.

б. я пропал, ведь там лежала та самая красненькая бумажка, на кото­
рой были записаны имя и телефон клиента, которому нужно было

• срочно позвонить еще вчера.


22 Карьера для творческого человека

36. Мои представления об организованности

а. заключаются в том, что сначала нужно составить список дел, а по-

том определить приоритеты задач.

б. сводятся к игре с самоклеющимися записками, которые я разме­
щаю на стене в произвольном порядке.

37. Если во время работы звонит телефон,

а. я бросаю на него неодобрительный взгляд и не беру трубку.

б. я с удовольствием делаю перерыв (ведь теперь для этого появился

повод) и беру трубку.

38. Мой босс любит повторять, что

а. я тружусь, как пчелка.

б. я вечно ни гаю в облаках.

39. Я лучше обучаюсь, когда

а. мне скажут, что делать.

б. мне покажут, что делать.

40. Если бы я выиграл в конкурсе 10 000 $, и мне предложили бы отве­
тить еще на один вопрос, правильный ответ на который удвоил бы
выигрыш, зато при неправильном ответе я потерял бы все, -

а. я взял бы выигрыш и поскорее убрался восвояси.

б. я бы рискнул.

41. Для поддержания чистоты на рабочем столе, я

а. постоянно восстанавливаю порядок.

б. однажды выворачиваю все содержимое выдвижных ящиков и раз­
бираюсь до полного изнеможения.

42. Если бы мне предложили повышение по службе, что подразумевало
бы отъезд на пару лет в командировку в Гонконг,

а. я бы отказался, потому что не знаю китайского языка.

б. немедленно записался бы на курсы китайского языка.

43. Когда я собираюсь на работу,

а. я точно знаю, где лежат ключи от машины.

б. в поисках ключей я сокрушаю все на своем пути, пока не обнару­
живаю их где-нибудь в неожиданном месте (например, в моро­
зильной камере холодильника).

44. Когда я вхожу в Интернет,

а. то делаю это с конкретной целью, действую по заранее намеченно-

му плану и выхожу, выполнив задачу.

б. это похоже на поток сознания, замедляющий свой ход, когда что-
либо привлекает мое внимание.

45. Работая над проектом,

а. я разыскиваю все статьи и книги, которые могут иметь к нему отношение, и читаю их от корки до корки.


Привилегия обладать "правополушарным" мышлением




46

*


б. я прошу кого-нибудь собрать самые необходимые сведения, а за­тем бегло их просматриваю. Если я невзначай обидел сослуживца,

а. то промолчу, посоветуюсь с адвокатом, и буду надеяться, что
пронесет.

б. я не поскуплюсь на извинения, а затем мы сядем и вместе обсудим

его (ее) чувства. Когда нужно запомнить все, что я делаю,

а. я составляю подробный список дел.

б. Кажется, этот вопрос уже был задан?
Мой рабочий стол устроен так, что

а. каждый сможет сразу найти на нем то, что ему нужно.

б. мне искренне жаль того, кто попробует разобраться в моей систе­
ме организации рабочих документов.


Подсчитайте очки. Ответы А. дают вам 0 очков, ответы Б. — 1 очко. Если ваш итог составляет 15 очков или меньше, вы, скорее всего, купили эту книгу для кого-то другого и просто развлекаетесь, отвечая на вопро­сы этого теста, потому что вы один из тех серьезных людей, которым свойственно логическое левополушарное мышление. Если сумма очков находится в промежутке от 16 до 35, то либо вы относитесь к типу людей с целостным гармоничным мышлением, либо — человек с правополушар­ным мышлением, прошедший обучение в католической школе. Вы дале­ко пойдете, если научитесь не принимать все слишком серьезно. Если вы набрали больше 35 очков, то можете считать себя человеком с ярко выра­женным правополушарным мышлением, со всеми вытекающими из это­го факта плюсами и минусами. Если вы хотя бы раз ответили на постав­ленный вопрос по-своему, отвергнув оба предложенные вам варианта ответа, можете себя поздравить. Вы — настоящий творческий гений, не­зависимый мыслитель и большой оригинал. Чтобы понять, что это озна­чает для вашей карьеры, откройте книгу на странице 25.

Вопросы к профессионалу: МЭРИЛИ ЗДЕНЕК

Мэрили Зденек — писатель, лектор, консультант, автор книги "Опыт правополушарного мышления"; проводит семинары по развитию творческих способностей с 1970 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: