Выбор между лучшим и самым лучшим

Когда я учился в школе, передо мной всегда стояла дилемма, кем я хочу быть — ученым? программистом? экономистом? Приходится выбирать, делать все ера -зу невозможно. Мне многое нравится, но я думаю, что выбрал для себя подходящую специальность.

Билл Гейтс

Я восхищаюсь людьми, которые всегда знали, кем хотят быть, когда вырастут. Возьмите, к примеру, Эрика Ласалля. Когда в десятилетнем возрасте он впервые увидел гастролировавшую в его городке танце­вальную группу, он был очарован. В шестнадцать, несмотря на насмеш­ки ровесников, начал брать уроки балета — дело в его округе неслыхан­ное. Над ним смеялись, спрашивали, мужчина ли он. Он знал, чего хо­чет, и его было не сбить.

Не все знают, чем лучше всего заняться в каждый данный момент. Сосредоточьтесь на том, что приносит вам самое большое вознагражде-


Семь скверных привычек крайне неуспешных людей 341

ние — и финансовое, и эмоциональное. Придется делать трудный вы­бор, часто между лучшим и самым лучшим. Выбирайте самое лучшее.

Не отдавайте, пока не заболит. Джоан Байз не менее известна сво­ей борьбой за права животных и против ядерных реакторов, чем своим пением. Она почувствовала, что распылилась, и в какой-то момент реши­ла, что ей следует сосредоточиться на музыкальной карьере. "Я теперь спряталась, как черепаха в панцирь. Не хочу отвечать ни за что, кроме как за то, чтобы делать самую прекрасную музыку, какую только могу".

Проникните в зону. Джим Керри рассказывает, как его заворажи­вает все, что он делает с детства, — снимает ли сцену, переписывает ли анекдот, рисует или лепит скульптуру. "Я концентрировался, я уходил в это и терялся там; это как в утробе, как в медитации, — там ни до чего нет дела". И это тот же самый Джим Керри, который был вундеркин­дом в школе, заканчивал всегда раньше других и должен был ждать. Энергия переполняла его, он скучал. Кончилось тем, что ему стало по­падать за кривляния. Однажды учитель сказал: "Если ты думаешь, что это так смешно, так выйди к доске и выступи перед классом". Он так и сделал — и с тех пор так и остался комиком.

Выберите себе ритуалы. Одна моя знакомая, в высшей степени творческая личность, меняет обувь, идя на ланч. Я говорю: "Почему бы тебе не использовать дезодорирующие стельки?" "Нет, это мой способ остановиться, посмотреть на себя, сосредоточиться". Слишком сложно для меня, но для нее работает.

Не размазывайтесь слишком тонко. Кому-то удается делать од­новременно две карьеры. Хэрри Конник-младший, к примеру, был ус­пешен и в кино, и в музыке. Но он предостерегает против размазыва­ния себя слишком тонко: "По-моему лучше всего сначала утвердиться в одном деле. Не надо пытаться строить две карьеры одновременно. Если делаешь два дела одновременно, поступаешь несправедливо по отношению к обоим".

Объединяйте интересы. Пробуйте себя в более широких областях и категориях. Скажем, "индустрия развлечений" — область широкая, там отсутствует опасность забрести слишком далеко. А как насчет раз­ных способов делать одно и то же? Играть в двух оркестрах — в одном рок, а в другом — джаз, для разнообразия. Найдите спрос для вашего хобби, и направьте энергию туда. Когда едешь по шоссе, иногда надое­дает держаться все время в одном ряду, вот и перестраиваешься: все равно ведь едешь в том же направлении и примерно с той же скоростью. А если останавливаться на каждом выезде, как бы интересно это ни было, то одного только и добьешься, что набьешь пузо в забегаловках и потеряешь кучу времени и энергии, снова набирая скорость.



Карьера для творческого человека


Держите глаз на мяче. В американском футболе принимающий часто роняет мяч, потому что старается бежать с ним, еще, как следует, не поймав. Тренер сказал бы: "Загляди мяч себе в руки". Так и в карьере.

В запойи клизму. Когда подходят сроки, я ухожу в рабочий запой (никакого сна, море кофеина). Я урабатываюсь, зато потом оття­гиваюсь. Обязательно отвожу себе достаточно времени между больши­ми проектами, чтобы отдохнуть.

Тренируйтесь в жонглерстве. Установите себе предел — сколько ша­ров будете подбрасывать одновременно. Когда шары с надписями "семья", "здоровье" или "качество" начинают падать на пол, уменьшайте их число.

Или голод, или пир. Творческая работа редко бывает работой на ре­гулярной основе. Бывает, что заказы общей продолжительностью в ме­сяц сваливаются на одну неделю. Иногда выпадают пустые недели, и вы моете окна в доме или ходите в кино. Трудно отказываться от заказа — ведь завтра он может не поступить. А уж коли набрали, придется по-настоящему дисциплинировать себя, сконцентрироваться и постараться уложиться во все сроки. У меня самого эта проблема. Подготовка к семи­нару занимает несколько недель, и вот как раз в это время приходят вы­годные заказы. Очень заманчиво взять все, но так жить я не хочу. Я стара­юсь реально оценивать, сколько смогу сделать, а остальное переправляю другим лекторам за комиссионные. (Но самые лучшие все же сохраняю.) Если я уступлю соблазну взять хоть одну лишнюю работу, я не смогу работать наилучшим образом и нанесу ущерб своей репутации. Поста­райтесь выбрать темп. Жизнь — не спринт. Жизнь — марафон.

Ассорти. Да, один проект за раз — маловато для человека с разнооб­разными интересами. Надо иметь возможность переключать скорости, чтобы не наскучило. Поэтому я лавирую между лекциями, писательством, рекламой, пиаром и дизайном. Все это разные стороны одного процесса, так что мои усилия часто перекрывают друг друга, позволяя мне, тем не менее, бегать по множеству разных проектов. Когда событий происходит слишком мало, я даже впадаю в депрессию.

Помните правило десятикратности. Заполучить нового клиента в де­сять раз труднее, чем удержать старого. Не тратьте все свое время на при­обретение новых клиентов. Окучивайте тех, кто уже есть. Пусть им будет хорошо с вами. Собственно, это и есть лучший способ приобретать новых.

Знайте свои возможности. Сколько актеров хотят быть музыкан­тами? Скажу: почти все. Кто-то может (Дэвид Хессельхофф, Джон Теш), а кто-то нет.

Не старайтесь делать все. Если что-либо интересно вам, но не имеет к вам отношения или у вас недостаточно квалификации, не стесняйтесь сказать: "Я это не очень хорошо умею", — и отказаться. Даже если бы вы


Семь скверных привычек крайне неуспешных людей 343

и смогли, но это отвлекло бы вас от вашей цели, говорите "нет". "Може­те" вовсе не означает "должны".

Сохраняйте равновесие. Можно иметь некий порядок и распоря­док без ущерба для творчества и жажды разнообразия. Свобода и поря­док, уединение и тишина. Один час спокойной работы без помех стоит нескольких дней у постоянно звонящего телефона. Чтобы творить, ну­жен покой и тишина — не только вокруг вас, но и внутри. Не позволяй­те себе быть слишком занятым, измученным и раздерганным. Иначе жизнь утащит вас от вашего искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: