19. Конституционный строй – форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
20. Основы конституционного строя – главные устои государства, его основные причины, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства.
21. Демократическое государство – государство, которое характеризуется реальным существованием политических и правовых института, позволяющих гражданам оказывать влияние на государственное управление обществом и добиваться тем самым реализации своих социальных интересов.
22. Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения, выраженная путём референдума, участия в выборах, сходах, собрания и т.п.
23. Представительная демократия – осуществлением народом власти через своих выборных полномочных представителей.
24. Референдум – всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.
|
|
25. Выборы – процедура формирования государственных органов или органов местного самоуправления, которая осуществляется посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый мандат может претендовать два или более кандидатов.
26. Народный суверенитет – полновластие народа, то есть обладание народам социально – экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.
27. Государственный суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны (то есть полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на её территории) и её независимость от власти иностранных государств в сфере международных отношений.
28. Социальное государство – государство, социальная политика которого направлена на обеспечение достойного в материальном отношении существование человека, и его свободное развития, на преодоление неоправданных социальных различий.
29. Светское государство – государство, для которого характерно отделение церкви от государства, различие сфер их деятельности, а так же, как правило, (как пример в РФ) запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной.
30. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в РФ характеризуется – наличие сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики (наличие председателя правительства; возможность, хоть и ограниченная, отстранения от власти правительства парламентом и роспуска парламента президентом).
|
|
31. Разделение властей – деление единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, структурно-функциональную самостоятельность и независимость каждой из ветвей власти, что достигается наделение их такой компетенцией, которая исключила бы господство одной ветви власти над другой и в то же время, обеспечило бы их эффективное взаимодействие.
32. Политическое многообразие (плюрализм) – свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание равных возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующим в рамках конституции, существования многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не стоять ни в какой.
33. Идеологическое многообразие (плюрализм) – свобода выбора идеологических и духовных ценностей и запрет установления государственной или обязательной идеологии в обществе, что является условием реализации политического плюрализма.