Тема - Малый бизнес: основные тенденции развития

Цель - раскрыть понятие «малый бизнес», рассмотреть его роль и значение для экономики страны, его проблемы и возможности их преодоления при помощи органов государственной власти.

1. Раскройте общие черты и отличительные признаки таких понятий как «предпринимательство», «малый бизнес», «малое предприятие».

2. Определите главные функции предпринимательства, их проявление на уровне малого бизнеса.

3. Рассмотрите этапы развития малого бизнеса в нашей стране, масштабы и направления его развития. Особо обратите внимание на тенденциях развития последнего времени.

4. Проанализируйте преимущества и проблемы малого бизнеса, его экономическую и социальную роль.

5. Рассмотрите трудности развития малого бизнеса, необходимость его государственной поддержки.

6. Рассмотрите систему государственной поддержки и регулирования малого бизнеса, выделите основные направления (законодательная база, административные регламенты и условия функционирования, система налогообложения и льготные налоговые режимы, финансовая помощь, информационная поддержка и пр.). Охарактеризуйте деятельность органов власти, созданных для поддержки и регулирования предпринимательства и малого бизнеса.

7. Рассмотрите практику поддержки государством малых предприятий за рубежом, возможности использования зарубежного опыта в Украине.

8. Охарактеризуйте возможности и направления негосударственной поддержки малого бизнеса в нашей стране и за рубежом.

9. На примере Крыма и других регионов рассмотрите региональную специфику развития малого бизнеса, системы государственной поддержки на региональном уровне.

В заключение обобщите тезисы о перспективности и значимости развития малого бизнеса для современной экономики, возможности и направлениях его развития в нашей стране.

Тема -Теневая экономика Украины

Цель - раскрыть сущность, причины, масштабы и последствия теневой экономики в Украине, возможности решения данной проблемы.

1. Раскройте сущность понятий «теневая экономика», «теневой бизнес», «теневые доходы». Охарактеризуйте степень развития теневой экономики с позиции законодательства («криминальная экономика», «незаконная деятельность», «уход от налогов» и пр.).

2. Соотношение терминов «ненаблюдаемая», «теневая», «неформальная» экономика как объектов статистического изучения.

3. Определение границ между экономической и неэкономической деятельностью.

4. Методология оценки ненаблюдаемой экономики и результатов экономической деятельности в теневом и неформальном секторах экономики.

5. Выделите главные причины и формы проявления теневой экономики. Охарактеризуйте виды деятельности, в которых доля теневого бизнеса наиболее значительна.

6. Охарактеризуйте масштабы теневого бизнеса в разных странах, последствия для экономики. Приведите примеры успешной и неудачной борьбы с теневым бизнесом.

7. Раскройте причины распространения теневой экономики в Украине. Охарактеризуйте формы проявления, масштабы и последствия. Назовите сферы экономики, в которых теневой бизнес распространен более всего. Проанализируйте наиболее распространенные способы получения теневых доходов. Раскройте положительные и отрицательные последствия распространения теневой экономики в Украине.

8. Покажите возможные способы решения данной проблемы. Проанализируйте правовые основы и экономические условия преодоления теневой экономики в нашей стране.

9. Охарактеризуйте систему органов государственной власти, решающих проблему теневой экономики. Выявите основные трудности и проблемы.

10. На примере Крыма проблемы и последствия распространения теневого бизнеса в регионах, наиболее уязвимые сферы экономики, способы борьбы.

11. Международные сравнения теневого и неформального секторов экономики, их ограничения.

12. Масштабы скрытого производства и сокрытия доходов в Украине и других странах.

13. В заключение сделайте выводы о значительности масштабов теневой экономики в развитых странах и Украине, о необходимости решения данной проблемы и возможных способах борьбы с этим явлением.

Тема - Уровень жизни, его оценка, проблема дифференциации доходов населения

Цель - рассмотреть уровень жизни как экономическую категорию, его зависимости от доходов; дать ему статистическую оценку; раскрыть причины и последствия дифференциации доходов по группам населения, возможности смягчения отрицательных последствий данной дифференциации.

1. Дайте определение понятий «уровень жизни», «стоимость жизни», «качество жизни». Покажите взаимосвязь этих понятий. Раскройте зависимость данных категорий от уровня доходов в стране.

2. Рассмотрите проблему количественной и качественной оценки уровня жизни. Выделите систему показателей, покажите способы их определения.

3. Сделайте сравнительный анализ уровня жизни в нашей стране по системе показателей (доходы, социальное обеспечение, продолжительность жизни, уровень образования, доступность медицинского обслуживания и пр.). Рассмотрите эти показатели в динамике за последние годы. Сопоставьте уровень жизни в Украине с другими странами.

4. Рассмотрите региональную дифференциацию уровня жизни, уровень жизни отдельных социальных групп.

5. Рассмотрите проблемы уровня жизни в нашей стране (проблема низких доходов, проблема бедности, проблема дифференциации доходов и пр.).

6. Отдельно остановитесь на дифференциации доходов по отдельным социальным группам населения (причины, последствия, масштабы и опасность для экономики, динамика за последние годы). Покажите, какова степень дифференциации доходов по отдельным странам и как решается эта проблема.

7. Покажите, какова концепция государственной политики доходов и уровня жизни. Каким образом решается данная проблема для работающего и неработающего населения, какие изменения в политике правительства произошли в последнее время.

8. Сделайте сравнительный анализ уровня жизни в сибирском регионе. Дайте оценку уровня жизни в Крыму, Севастополе принимаемых мер для его подъема.

9. В заключение сделайте выводы о значимости проблемы уровня жизни для экономического развития, необходимости использования мер по увеличению размера доходов населения, уменьшению их дифференциации.

Тема - Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы

Цель – рассмотрение сущности, типов и механизма функционирования свободных экономических зон, их роль в повышении инвестиционной привлекательности, ускорении темпов экономического роста и стимулировании научно-технического прогресса на примере Украины и других стран.

1. Дайте характеристику категориям «свободная экономическая зона», «специальная экономическая зона», «особая экономическая зона». Разграничьте эти понятия, рассмотрите их взаимосвязь.

2. Покажите главные признаки свободной экономической зоны, выделите ее разновидности, рассмотрите эти разновидности в историческом аспекте. Дайте подробную характеристику наиболее типичным видам зон, приведите примеры по странам.

3. Покажите, каковы причины и цели создания свободных экономических зон в разных странах, определите этапы их формирования и стадии развития. Охарактеризуйте основные льготы, используемые в свободных экономических зонах.

4. Выделите последствия функционирования зон, положительные и отрицательные моменты для экономики стран.

5. Рассмотрите опыт сознания некоторых разновидностей современных зон (научно-производственных, сервисных, оффшорных). Покажите специфику данных зон в разных странах в зависимости от поставленных задач.

6. Изучите опыт функционирования оффшорных зон. Покажите причины их создания, преимущества для отдельных стран, отрицательные моменты функционирования (отмывание теневого капитала, уход от налогообложения и пр.).

7. Покажите, как функционируют свободные экономические зоны в Украине (правовая база, причины создания, разновидности, последствия, этапы). Покажите, какие сложности и проблемы проявлялись при создании свободных экономических зон в нашей стране на разных этапах развития, начиная с 1991 года.

8. В заключение подведите итоги о значимости свободных экономических зон для мирового экономического развития, стратегии развития особых экономических зон в Украине, их перспективах и проблемах.

7. Список рекомендованных источников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: