Коллективное творческое дело

Хотелось бы сразу отметить, что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ, в условиях которых коллектив, как правило, не успевает вызреть до реального использования данной методики, поэтому в ДОЛ используются, как правило, хоть широко и часто, но лишь отдельные техники КТД. (что пока частично рассмотрено в КТД в ДОЛ).

Исключениями могут быть отдельные случаи профильных смен, костяк детского коллектива которых составляют сверстники или старшие ребята (в процентном соотношении 1/3), которые уже знакомы и срослись с традициями методики КТД.

Оптимальна же КТД, возможно, как методика для детских организаций с постоянным детским коллективом в условиях системной методики “длительной игры” (по И.Н. Жукову), но не обойдем вниманием суть методики КТД и здесь, приведя общее описание. Итак...

"Я отвечаю за них за всех, а они думают, что они отвечают." "Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя изображает, играя чем-то более высоким себя чувствует. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я, как педагог, должен с ним немножечко играть. Если я буду только приручать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег..." Антон Семенович Макаренко.

“Всё творчески, иначе зачем?" Игорь Петрович Иванов

Основополагающий элемент методики А.С. Макаренко [1888 -1939], которую адаптировал к условиям обычных школ и внешкольных учреждений педагог из Санкт-Петербурга И.П. Иванов. Организуется таким образом, чтобы:

предложенная воспитателем идея была воспринята детским коллективом как собственная;

организуемая деятельность имела практическую направленность и была именно делом на благо собственного коллектива, других коллективов и людей — имела гуманистическую и альтруистскую цель;

чтобы на добровольных началах, с интересом и желанием в его реализацию могли включаться все члены коллектива и раскрывать свои творческие возможности.

Предполагает следующие этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.

Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи и ответственной зависимости складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий - этапов. В технологии И. П. Иванова они имеют следующие названия:

поиск идеи и предварительная постановка задач;

сбор-старт;

выборы совета дела;

коллективное планирование дела;

работа микроколлективов (оптимально по 5-7 человек);

проверка готовности;

проведение КТД;

коллективный анализ («огонек»);

стадия последействия.

В этих этапах-мероприятиях присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.

Рассмотрим подробнее общий алгоритм проведения.

1 этап. Предварительная работа воспитателя.

На этом этапе определяются педагогические задачи (воспитательный, развивающие, образовательные) предстоящего КТД., его место в общей системе воспитательной работы с коллективом. Будет ли оно продолжением, завершением уже осуществляемого или положит начало решению новой педагогической задачи. Продумывается общая идея, замысел дела, различные варианты проведения КТД.

Создается примерный "образ" будущего дела, продумываются все последующие -организаторские действия.

2 этап. Коллективное планирование и выборы совета дела.

На этом этапе каждому предоставляется возможность участия и обсуждения предстоящего КТД. Каким быть делу? Как к нему готовиться? Кто станет организатором подготовки? Кому, что поручить? Чтобы каждый высказал свое мнение, ответил на вопросы. А для этого нужно распределить ребят на творческие группы с учетом их интересов, особенностей в общении. Затем весь коллектив слушает представителей каждой микрогруппы. Коллективное планирование может состояться на общем собрании, сборе. А можно провести аукцион идей, нью - банк, конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану, самый интересный проект дела, выставку молний от микрогруппы с предложением по плану и др.

Определяющую роль на этом этапе играет взаимное убеждение в необходимости и пользе дела и взрослых, и воспитанников. Педагог сопоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи и критикует, ставит дополнительные задачи "на размышление". Выбирается Совет дела, определяются задания микрогруппам, отдельным воспитанникам.

3 этап. Коллективная подготовка.

Сообща составленный проект уточняется и конкретизируется сначала Советом дела вместе с педагогом, а затем передаётся на обсуждение в микрогруппы, которые планируют своё поручение и начинают работу по воплощению общего замысла и в конкретной его части. А в целом получается общее дело.

Педагог побуждает ребят к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла.

Он участвует в сборах микрогрупп, где распределяется общая работа между участниками, решается, кто и что конкретно сделает, направляя энергию ребят в нужное русло, подсказывая нужное решение, поддерживая инициативу, обращая внимание на какие- то упущенные детали, убеждая их в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни. В процессе подготовки предоставляется широкая возможность педагогу в осуществлении личностного подхода, включения детей в ситуацию успеха, преодоления трудностей, достижения с целью преобразования личности и всего коллектива.

4 этап. Проведение КТД. (Содержание и методика КТД зависят от темы, целей, егоформы: деловая игра, трудовой десант, ярмарка солидарности и др.).

На этом этапе педагогу важно обеспечить правильный эмоциональный настрой, поддерживать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолеть трудности.

Следует помочь ребятам правильно выдержать время и силы, не подменять, пусть каждый действует так, как намечено, делает то, что ему поручено. Пусть каждый воспитанник прочувствует всю меру ответственности и силу организации. Задача педагога на этом этапе - находиться там, где он нужнее: рядом с ведущими, в како-то микрогруппе, в каждой из них, с гостями, родителями и т. д. Главное- своим участием, отношением, переживаниями подчёркивать, что всё происгодящее- это общее дело, и оно педагогу также дорого, как и ребятам.

5 этап. Коллективный анализ дела.

Всегда ли нужно непременно коллективно анализировать проведенное дело? Всегда. Потому что анализ помогает осмыслить как удачи, так и ошибки, осознать накопленный опыт, а главное - извлечь уроки на будущее. Как это сделать? В одном случае годится письменная анкета, которую заполняет каждый из ребят, в другом - обстоятельный разговор, сначала в микрогруппах, а затем на общем сборе: что удалось и почему? Что не получилось и почему? Что надо учесть в будущей работе? Выступить может каждый. Задача взрослого- помочь детям дать адекватную оценку прведённому КТД и самооценку. При этом педагог опирается на положительный опыт, который приобрели ребята в процессе подготовки и проведения КТД, вновь по-товарищески убеждает ребят в необходимости дальнейшей работы по улучшению их самих, школы, окружающей жизни.

Коллективно анализируя и оценивая сделанное, ребята приучаются выдвигать более сложные, чем прежде задачи. Они учатся вырабатывать общественное мнение и создавать добрые традиции.

6 этап. Ближайшее последствие.

Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, - которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД.

Особая роль в КТД отводится самодеятельности и самостоятельности работы; в детском коллективе существует формула четырех «само»: «сами придумываем, сами планируем, сами делаем и сами анализируем».

Суть его состоит в следующем (совсем вкратце). Особо выбранный "совет дела" собирает предложения, отбирает, планирует, организует работу ("совет дела" - одна из разновидностей творческой группы). Затем все вместе проводят дело. После этого все опять собираются и коллективно обсуждают: что было хорошо, что плохо, кто как работал (анализ дела).

КТД, как система, исходит из того, что дети должны быть включены в разнообразные виды деятельности (познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, досуговую), что дает возможность ребятам попробовать себя в разных ролях и найти свою нишу. Причем ребенок обычно не интересуется причинами, по которым он приглашен участвовать в игре, приглашает в игру других детей или бросает игру. В детской реальности для обозначения всего комплекса причин этих событий существует только один критерий - "интересно - неинтересно".

Форма КТД подразумевает общее обсуждение (придумывание), выполнение и анализ деятельности коллектива. Для такой деятельности ребенок должен быть подготовлен. Слабо верится, что 40 человек вдруг сразу научились не просто не перебивать друг друга, а к тому же совместно производить некий продукт, к тому же еще и творчески...

Для этого совсем недостаточно посадить ребят в круг и сказать: "Давайте вместе что-нибудь придумаем...". Точнее посадить и сказать-то можно, только касательства к КТД это будет иметь мало. Как правило, при таком подходе в работе участвуют от силы четверть самых активных ребят, а остальные, в лучшем случае, становятся исполнителями (статистами).

Для использования всех преимуществ КТД необходим вводный этап, на котором ребенок будет замотивирован на творческую, коллективную деятельность, как на самую интересную и эффективную. А для этого ему должно стать тесно в рамках индивидуальной деятельности, должен возникнуть узкий круг его непосредственных контактеров, с которыми хочется и не страшно!!! поделиться идеей.

О формах работы в малых группах по выработке опимальных решений (Авторство у CASS в переложении АЮЛ)

Рейтинговое голосование

Применяется после мозгового штурма для сужения кол-ва идей или для выбора итогового решения. Общее кол-во идей делится на 3 (так психологи придумали), и округляется в большую сторону (получили число n). Каждый член группы может проголосовать за n идей, которые нравятся ему больше всего, но только по одному голосу за одну идею. Далее, если разница в кол-ве голосов между лидирующей идеей и следующей за ней большая, то останавливаются на лидирующей идее, если нет, то определяется "точка среза" - кол-во голосов которые должна набрать идея, чтобы остаться в списке для дальнейшего обсуждения. В итоге (к примеру) из 20 идей остается только 5, они еще раз обсуждаются и выбирается одна.

Объединение и дополнение

Ищутся схожие идеи и объединяются в одну, например, путем сложения отдельных компонент каждой идеи. Важно, чтобы авторы идей не были против такого объединения.

Негативное голосование

Ставится вопрос, кого, какая идея совершенно не удовлетворяет?

Это можно проводить прямым или рейтинговым голосованием.

Далее рассматриваются идеи набравшие минимальное кол-во отрицательных голосов. Для них ставится вопрос: что нужно сделать, чтобы голосовавший отрицательно этого не делал, как можно изменить эту идею? Если есть возможность изменить идею так, чтобы снять негативный голос, то это делается.

Матрица критериев

На самом деле, если использовать ее в полном объеме, то штука достаточно сложная. Рекомендуется, чтолько для сплоченных групп, которые работаю вместе не первый год. Однако, можно с успехом использовать ее отдельные компоненты.

Определяются критерии, которым должно удовлетворять принятое решение. К примеру (недорого, чтобы все учавствовали, небольшое время на подготовку и т.д.)

Далее составляется матрица вида: идея/критерий (в заголовках столбцов - идеи, в заголовках строк - критерии).

Далее последовательно проводится голосование по каждому критерии, для каждой идеи (важно, что сначала по одному критерию для всех идей, по том по другому, а не наоборот, сначала все критерии для одной идеи, потом для другой).

Каждый имеет право проголосовать "За" или ""Против" данный критерий идеи для данной идеи.

Количество всех голосов «За» суммируется по каждой идее и вносится в соответствующую клетку "Итого по идее".

По графе «Итого» выбирается лучшая идея.

Если сложно выбрать окончательную идею, а также позволяет ситуация, то лучше использовать не одну, а несколько идей. Так же, как и в рейтинговом голосовании.

Еще чуть-чуть о работе группы.

Формы выработки решений.

При решении какого либо вопроса разделяют три этапа на которое делится собрание:

Набор идей.

Сужение набора идей.

Выбор идей.

Мозговой штурм (набор идей) - в течение ограниченного времени (10 - 15 минут) все предлагают абсолютно любые идеи. Никто не оценивает и не объясняет идеи.

Прояснение идей - каждый коротко объясняет смысл своей идеи. Это еще не обсуждение - главное что бы вся группа понимала о чем идет речь.

Объединение сходных идей (сужение набора идей) - с одобрения всей группы схожие идеи объединяются.

Отбор идей - формируются критерии недопустимости идеи, отбирают допустимые. Если какой либо из критериев вызвал разногласия, то его не рассматривают.

Сужение идей - например, рейтинговым голосование или любая из описанных выше форм. Или совокупность этих форм. В результате сужения должно остаться разумное для сравнения и выбора кол-во идей (2-3, в крайнем случае до 5).

Окончательный выбор идеи. можно делать простым неформальным обсуждением, или одной из предложеных форм.

Дополнение идей - оставшиеся идеи дополняются новыми подробностями.

Ну, и то, с чего следовало начать!...

При правильной коллективной работе результат получается быстрее и качественнее, чем при индивидуальной работе.

Виды решений к которым может приходить группа.

Консенсус - решение которое удовлетворяет все стороны на 100 %. Данное решение относится к типу выигрыш / выигрыш.

Компромисс - решение, при котором стороны на взаимные уступки, то есть не получают по 100% от своих требований. Относится к типу проигрыш / проигрыш.

Одностороннее решение - только одна сторона получает 100% своих требований.

В своей работе группа должна стремиться к консенсусу.

Консенсус возможен если никто из группы не утаивает своего мнения.

Человек говорит открыто только в том случае, если чувствует свою безопасность. То есть если он знает, что его мнение будет выслушано и рассмотрено наряду с другими. При обсуждении идей важно высказывать свое отношение к ИДЕЕ, а не к ЧЕЛОВЕКУ который ее высказал.

Человеку легче переключиться на генерирование новой идеи, если он видит, что предыдущая его идея услышана (для этого, идеи необходимо записывать, так, что бы они были видны всем).

Большое количество идей дает возможность выбирать из них. Плодотворный набор идей может происходить тогда, когда идеи не обсуждаются сразу.

При обсуждении следует придерживаться темы собрания - это поможет сэкономить время.

Принципы работы группы.

Договоренность - между участниками группы о формах их работы позволяет не отвлекаться на посторонние обсуждения. Примеры форм: говорит только тот кому ведущий дал слово по поднятой руке, говорит каждый, к кому попадает значок, передаваемый по кругу и т.д.

Распределение ролей - выбираются ведущий и летописец собрания. Ведущий - выбирает форму дальнейшего обсуждения (мозговой штурм, негативное голосование и т.д.), дает слово, не дает уклоняться от поставленной цели, относится непредвзято к предложениям, защищает, указывает на ошибки тем, кто некорректно себя ведет (к примеру: мы сейчас проводим мозговой штурм, а обсуждать будем позднее, или - высказываться можно только по отношению к идее, а не к человеку и т.д.). Летописец - записывает все предложения на листе бумаги, не нумерует предложения (ставит рядом с ними пульки), не искажает предложения, разделяет идеи посредством разных цветов, непредвзято относится к идеям.

Обсуждению могут подвергаться:

Форма проведения собрания.

Идеи.

Методы реализации идей.

Это три разных вопроса! Их необходимо обсуждать последовательно и не смешивать (то есть определить сначала как мы будем работать, затем выбрать идею, после чего определить как реализовать эту идею).

В заключение хотелось добавить, что эти теории хорошо работают на практике, только в том случае если набить на них руку (причем, как вожатому, так и детям). В реальной практике, лучше ограничиваться отдельными элементами теории. И применять тот или иной метод в благоприятной обстановке для этого. А чтобы уметь это делать - их, минимум, надо знать.

Некоторые примеры организации таких этапов:

разделение отряда на малые группы (оптимально 5-7 человек) и отработка группового взаимодействия на конкретной задаче ПРИ ПОМОЩИ вожатого (причем, вожатый должен успевать работать сразу с несколькими группами),

погружение ребят из отряда в традиции. Для этого необходимы сверстники или старшие ребята (в процентном соотношении 1/3), которые уже знакомы и срослись с КТД-ками. Тон в отряде будут задавать они и через них в систему войдут остальные,

ролевая или деловая игра, в которой участникам волей-неволей придется объединяться в малые группы для созидания чего-либо.

Успех (60-70% включенных ребят) достигается только к середине смены (и то, если вожатый достаточно компетентен). Однако практика, показывает, что того же успеха можно достичь и без коллективных дел, а просто постепенным привлечением отдельных ребят к интересному делу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: