Для чего необходимы КТД?

(Деятельность, микрогруппа, творчество)

(Печатается по:

Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная "энциклопедия": Учителю, воспитателю, вожатому. - М.: Новая школа, 1994)

Чем разнообразнее формы деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального творчества и тем он разностороннее развивается.

Ф.Шапиро. Из выступления перед

липецкими студентами. 1971г.

... Не будем путать коллективные дела с делами "в коллективе". Технологи\ методики коллективной творческой деятельности, разработанная ленинградским ученым Игорем Ивановым и группой его единомышленников, описана довольно подробно. Суть ее предельно проста: дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии вожатого, воспитателя как воодушевителя, подсказчика, помощника, советчика. Вожатый подводит ребят к пониманию задач, передает им свой опыт по ходу дела. Дети сами проводят свои КТД, сами оченивают их, обсуждают, если в этом есть необходимость, сами выбирают роли, поручения в деле. Вожатый лишь подводит к ответам на вопросы: что будем делать, как, для чего, для кого, когда, где, кто будет участвовать, с кем вместе и т.п. Вожатый принимает все предложенные детьми варианты, идеи, придумки, относится к ним с уважением и пониманием. Вожатый ищет место в деле каждому школьнику, поддерживает любой поиск, начинание, порыв, побуждает ребят к добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла. Вожатый постоянно опирается на микроколлективы своего отряда: звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на "группы действия" вожатому помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие, вербовка. Ребят можно развести по группам по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства (в том числе в лагере - палатки, палаты, корпуса). Можно назвать трех-четырех первых членов группы, те выберут по одному партнеру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие "амулеты", дети выберут их произвольно, создав группу. Группа - главный "инструмент" КТД. В ее составе не должно быть более семи человек. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку.

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, то есть имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, романтические новинки и придумки, интересно всем и каждому.

Вожатому необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем не обязательно должна быть командная роль. И дети, и сам вожатый устают от такой вечной командности. В творческом деле вожатый может быть лидером (там, где дело связано со здоровьем детей, например, в походе); может быть членом членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контороль не исключать. Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.

... Забота об улучшении жизни выступает всегда на первый план. Надо вести ребят от творчества в забаве до социального творчества с пользой для страны. Ниже я даю в кратком перечислении словарь детских КТД. Форма и содержание КТД зависит от возраста ребят, живущих в летнем лагере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: