Логика развивающих действий

(печатается по: Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.)

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и воспитанников, необходимые для целенаправленного развития у воспитанников целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни и к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные восптательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя "нацеливающие" воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовяи их к коллективному планированию - рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

Все это в наибольшей степени характерно для стартовой беседы, во время которой воспитатели увлекают воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском оптимального решения нескольких важных задач-вопросов: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?

В направляющих действиях воспитателей методы побуждения (увлечения) воспитанников подкрепляются методами убеждения: рассказом-размышлением, разъяснением и, в особенности, беседой-размышлением.

Вторая стадия - коллективное планирование. Коллективное планиование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

На сборе-старте выступают представители микроколлективов. Ведущий сбор-старт сопоставляет выдвинутые представителями микроколлективов варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику, ставит дополнительные "задачи на размышление", которые решаются сначала по микроколлективам, потом сообща.

Тем самым руководитель коллектива, продолжая увлекать воспитанников радостной перспективой коллективного творческого дела, делает это теперь в процессе совместного раскрытия такой перспективы, в процессе осознания каждым школьником необходимости всех тех действий, которые определены коллективным творчеством. Таким образом, убеждение воспитанников (и их взаимное убеждение) играет на данной стадии определяющую роль. Побуждая (одобрением и похвалой, помощью, советом, доверием) и приучая каждого воспитанника (традициям коллективного планирования) к творческому поиску вместе с товарищами лучших решений вопросов, связанных с предстоящим делом, воспитатели всемерно подкрепляют процесс осознания ими необходимости создания и осуществления оптимального проекта и своего личного участия в этом.

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создаются или сводный отряд добровольцев, или специальный орган - совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива. На своих заседаниях сводный отряд добровольцев выбирает командира, а совет дела - председателя.

Оба эти объединения действуют только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобные органы создаются уже в новом составе.

Проект КТД уточняется, конкретизируется сначала советом дела, с участием руководителя коллектива, затем - в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

При этом воспитанники применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения, навыки, что были усвоены ими в учебном процессе или накоплены ранее во внеучебное время.

В этой опорной воспитательной ситуации возникает необходимость таких действий воспитанников, которые нужны для развития положительных личностных качеств и преодоления отрицательных, но которые не могут возникнуть "сами собой", в результате ранее накопленного опыта, так как этот опыт у разных воспитанников различен.

Некоторая часть воспитанников (число их зависит от уровня развития данного коллектива) обычно не включается в творческий поиск конкретных способов выполнения общего замысла и в практическую работу своего микроколлектива, либо участвуют в этой работе пассивно-подражательно и несамостоятельно. Другая, начав делать, охладевает, не умея и не желая преодолевать трудности. Поэтому воспитатели, - а по их примеру и наиболее подготовленные воспитанники - используют многообразные направляющие действия, посредством которых вызывают, расширяют и углубляют активные самостоятельные действия воспитанников.

Необходимо помнить, что направляющие действия воспитателя достигают цели, если имеют характер жизненно-практической заботы об успешной подготовке КТД, а их воспитательное значение скрыто от воспитанников и открывается "лишь в необходимых случаях". Если же воспитатели раскрывают воспитательное значение этих действий, то воспитанники, не желая быть объектами такого рода воздействий, окончательно теряют возникший во время коллективного планирования интерес к предстоящему делу, перестают считать его собственным, относятся к нему как к "воспитательному мероприятию", нужному педагогам, а не им самим.

Для этой стадии характерно сочетание самых разнообразных воспитательных средств - побуждение, убеждение и приучение, причем важнейшую роль играет приучение, а побуждение и убеждение лишь служат ему.

Можно применить немало средств, побуждающих воспитанников к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлениии общего замысла. Среди них отметим следующие: увлечение добрым сюрпризом, в том числе весьма эффективна подготовка микроколлективами отдельных частей общего проекта "по секрету" от других участников; помощь товарищеским советом, например, предложением нескольких вариантов, способов выполнения "на выбор"; увлечение "трудного" воспитанника "секретным договором" с ним ("Давай подготовим это вместе по секрету от всех!"); доверие ответственным поручением ("Только ты это можешь сделать!"); обращение к воспитанникам за помощью, с просьбой показать, научить ("Покажи мне, пожалуйста, как это лучше сделать?"); товарищеское требование от имени коллектива ("Раз решили все вместе, то надо..."); товарищеский контроль и товарищеское напоминание ("Ты ведь помнишь, как мы договорились..."); товарищеское поощрение (особо важно!) всеми формами одобрения, а также похвалой (развернутым одобрением) и наградой морального характера от имени коллектива - за преодоление наибольших трудностей, за самоотверженную заботу о товарищах в период подготовки КТД.

Убеждение воспитанников в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе, а значит и необходимости тех личностных качеств, без которых не добиться успеха, можно осуществить такими средствами, как разъяснение, рассказ-размышление, беседа-размышление, товарищеский спор.

Побуждая воспитанников к действиям и убеждая в их необходимости, воспитатели приучают воспитанников к добросовестному, творческому, самостоятельному выполнению принятых решений, созданием и укреплением соответствующих традиций жизни коллектива.

Четвертая стадия - проведение КТД. Руководитель коллектива и другие воспитатели, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, без ложного пафоса, но увлеченно и убежденно говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходными, в них проявляется опыт, примененный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость "вызывать к жизни" те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам (волнение, непредвиденные заранее трудности и т.п.) не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и для преодоления отрицательных личностных качеств.

Поэтому на этой стадии воспитатели используют направляющие действия, которые, однако, уже не носят столь длительного, систематического характера, как на стадии коллективной подготовки, а совершаются быстро, по возможности незаметно для остальных участников КТД. Обычно это - увлечение воспитанников личным примермо бодрого настроя, мажорного тона, бодрой шуткой ("Представим себе, что мы сейчас..." или "Объявляется чрезвычайное положение!"), радостной перспективой близкого успеха, победы в борьбе с собственными слабостями ("Нет, мы не сдадимся!.."), а в необходимых случаях - решительным требованием от имени коллектива, полностью серьезным или с оттенком юмора (например, "Слушайте приказ: носы поднять!").

Если позволяет обстановка и есть время, эти действия подкрепляются убеждением в необходимости с честью выходить из затруднительного положения (путем товарищеского разъяснения, короткого рассказа-размышления, короткой беседы-размышления) и всегда подкрепляются приучением к инициативным, дружным, самостоятельным действиям.

Действия воспитанников на данной стадии являются по преимуществу характерными, "показательными"; в них особенно четко проявляются и поожительные качества воспитанников и их слабости.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Вопросы в этом случае выступают исходными направляющими действиями воспитателей, а выдвигаемые по этим вопросам мнения и предложения - исходные действия самих воспитанников.

Производные направляющие действия руководителя коллектива и других воспитателей (особенно в заключительной части общего сбора-огонька) - сопоставление мнений, уточняющие вопросы, развитие и обобщение предложений, высказанных воспитанниками, - представляют собой товарищескую воспитательную заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее.

Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые приподведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективного творческого дела. Поскольку в действиях воспитанников обнаруживаются пробелы, нежелание или, что встречается чаще, неумение осуществлять собственные решения, закреплять и развивать приобретенный положительный опыт, опираться на уроки, из него извлеченные, постольку руководитель коллектива и другие воспитатели приучают воспитанников к этому комплексу действий, побуждая к ним и убеждая в их необходимости.

Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД - развертывания нужных развивающих действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: