Поиск параллелей

Сегодня часто сравнивают нынешний кризис с Великой депрессией. Целый ряд процессов, действительно, сближает эти два периода. Но нынешние события правильнее будет сравнивать с кризисом 1899-1904 гг., когда подошла к концу эра создания колониальных империй, а сегодня завершился тридцатилетний период промышленного освоения огромных рынков на всей планете. Тот кризис, как и нынешний, имел очень большие масштабы и, подобно нынешнему кризису, завершил эпоху расширения экономики.

Тогда события происходили в следующем порядке. Первые полгода-год наблюдалось биржевое падение, был затронут банковский сектор и финансовые институты. Второй и третий год шло промышленное падение. Для нас это означает, что 2009-2010 гг. будут годами промышленного спада, и он не прекратится и в 2011 г. Но возможно, что уже в 2011 г. мы перейдем в фазу депрессии: спад производства затормозится, поскольку больше некуда будет падать, и мировая экономика попросту застынет. В таком состоянии она пробудет несколько лет: не 20-30 лет, как пророчат некоторые экономисты, но и не полгода. Возможно, в 2013 г. уже начнется выход из кризиса с помощью новой экономической политики, которая обеспечит техническое перевооружение производства – а в первую очередь экономике необходима дешевая энергия, это главный вопрос сегодня.

Одна из причин того кризиса – устаревшая технологическая база мировой экономики. Как и сегодня, мир тогда нуждался в новой технологической революции, и здесь просматривается множество параллелей. Докризисный мир конца XIX века был всецело основан на паровых механизмах: они применялись в промышленности, транспорте, а на будущее разрабатывались даже полуфантастические проекты самолетов на паровом ходу. Изобретатель Рудольф Дизель пользовался славой странного чудака и был вынужден покинуть Германию, поскольку его изобретение – дизельный двигатель – решительно никого не интересовало. Но наступивший кризис показал, что существующий технологический уровень не может быть основой дальнейшего экономического роста. В тупик зашли две технологических основы тогдашней экономики: пар и уголь. Исчерпались угольные копи Англии, бывшие стабильным источником дешевой энергии для всей мировой промышленности. Удорожание основного энергоносителя еще сильнее подталкивало промышленный спад - точно так же, как сейчас происходит с нефтью.

Ответ о том, откуда брать энергию, был совершенно неожиданно найден несколькими учеными. Был разработан и внедрен двигатель внутреннего сгорания – карбюраторный и дизельный. Причем сам Рудольф Дизель поначалу по инерции считал, что его двигатель будет работать на угле. Но одновременно был открыт новый источник энергии, дешевый в добыче и транспортировке: нефть. Тогда же физик Никола Тесла изобрел генератор переменного тока, начали возводить электростанции, мир опутали линии электропередач. Вся мировая экономика на протяжении нескольких лет перешла с пара и угля на нефть, электроэнергию и двигатели внутреннего сгорания. Мы сегодня находимся в аналогичной ситуации: технологическая база, выведшая мир на новый виток экономического развития сто лет назад, сегодня устарела и требует полной замены. Можно уверенно ожидать, что в ближайшие годы нас будут ждать такие же масштабные перемены, как на рубеже XIX и ХХ столетий.

Еще одна параллель: как и сейчас, тот кризис стал концом эпохи экстенсивного развития экономики. Тогда, как и сейчас, экспансию обеспечивало господство нематериальных секторов экономики: финансового и коммуникационного. Нельзя не отметить и здесь связи с технологиями: в значительной мере экспансию подтолкнула замена мирового парусного флота на пароходы. В результате кризиса произошел переход от экстенсивного к интенсивному экономическому росту. Докризисное господство банкиров сменилось выходом промышленности на первый план. Совершенно неожиданно для самого финансового сектора, он оказался оттесненным реальным производством.

Сейчас тоже наступил конец безраздельной гегемонии финансовых корпораций и виртуальной экономики, при которой брэнд оценивается выше самой продукции. На первый план снова выйдут те, кто владеет средствами производства, а не брэндами и маркетинговой политикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: