Мировая Америка

Сначала в ситуации нарастающих для Запада трудностей была проведена интеллектуальная подготовка силами уже существующих и вновь созданных (например, Римский клуб, 1968 г.) структур. В это же время начали делать имя и репутацию «мыслителям» типа Ф. Хайека и К. Поппера – пригодятся. Затем пришла пора создавать новые политические структуры мирового уровня («Трехсторонняя комиссия», 1973 г.). В 1975 г. по заказу «Трехсторонней комиссии» С. Хантингтон, М. Крозье и Дз. Ватануки написали большой доклад «Кризис демократии», по сути – капиталистический вариант «Что делать?».

Оспаривая тезис Адама Смита о том, что единственным лекарством от зол демократии является еще большая демократия, тройка авторов констатировала, что многие проблемы на Западе и в США обусловлены избытком демократии. Выводы: «Необходима… более высокая степень умеренности демократии»; эффективное (то есть в интересах мирового «трехстороннего» и иного истеблишмента) функционирование демократической политической системы «обычно требует определенной степени апатии и невовлеченности со стороны некоторых индивидов и групп». Каких групп? И на это есть ответ: тех, что претендуют на возможности, позиции, вознаграждения и привилегии, на которые раньше не претендовали, то есть на ту часть «общественного пирога», которая раньше принадлежала верхам. Отсюда еще один вывод: необходимость ограничения общественного влияния (public influence) на политический процесс, заниматься которым должны эксперты правящего класса. Речь прямо, откровенно и цинично идет о политической изоляции и маргинализации значительной части общества с целью избежать «социалистического рая».

Доклад «Кризис демократии» не случайно появился в 1975 г. В этом году государство СССР нанесло поражение государству США в классической (государство против государства) холодной войне. 20 апреля в 2 часа ночи последние американцы покинули Сайгон на вертолете, война во Вьетнаме окончилась поражением США. 28 июля – 1 августа 1975 г. в Хельсинки прошла Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписание ее заключительного акта стало триумфом советской дипломатии: СССР заставил Запад признать сложившийся после Второй мировой войны («ялтинский») порядок в Европе. Следствием советской победы стало серьезное переформатирование политического и экономического пространства Запада и особенно США. Здесь утратил свои позиции восточнопобережный сегмент американского правящего класса и резко интенсифицировались интеллектуальные поиски выхода из сложившейся ситуации. «Кризис демократии» занимает в этих поисках центральное место.

В 1970-е же был намечен и ряд экономических мер по ликвидации последствий уподобления. После «картеровской передышки» (1976–1980) и после того, как США удалось заманить СССР в афганскую ловушку (1979 г.), планы стали воплощаться в жизнь. Рейган резко обострил течение холодной войны, начав ее новую, неклассическую (постклассическую – система против «одной, отдельно взятой страны») фазу, закончившуюся односторонним выходом СССР из холодной войны и его поражением. Во внутренней политике рейганомика и тэтчеризм были направлены если не на демонтаж, то на серьезное ослабление welfare state, этого внутризападного «щита и меча» значительной части среднего и рабочего классов, а следовательно, против, них и их организаций (профсоюзов и т.п.). Кроме того, рейганомика сама по себе нанесла удар по США.

Число людей за чертой бедности стало расти, росли также торговый дефицит, дефицит бюджета, государственный долг. 19 октября 1987 г. рухнул Уолл-стрит, индекс Доу–Джонса за один день упал на 508 пунктов, или на 23,4% – абсолютный рекорд. В сентябре 1987 г. английский Economist возвестил urbi et orbi: если в 1981 г. мир должен был США 141 млрд долл., то в 1986 г. уже США задолжали миру 246 млрд долл. То была цена экономического курса и «военного кейнсианства» Рейгана. От немедленного краха Америку спасало только то, что она была военно-финансовым центром формирующейся новой глобальной экономики – «глобального Франкенштейна», державшегося, кроме США, еще на двух китах – Японии и Германии.

На западную чашу весов исторического противостояния была брошена вся совокупная политико-экономическая мощь Запада в целом, которая резко выросла по отношению к СССР в конце века. Япония потеснила СССР со второго места в мировом производстве, ФРГ наступала СССР на пятки. Финансово-экономическая мощь Японии и ФРГ позволяла Западу в целом компенсировать американские расходы на гонку вооружений. У СССР таких компенсаторов не было. Да и в военном плане ситуация изменилась. Западные союзники США всегда вносили в натовскую «копилку» намного больше, чем союзники СССР по Варшавскому договору. Однако с конца 1970-х гг. эта доля в абсолютном измерении стала весьма значительной. Так, в 1980 г. США тратили на оборону 111,2 млрд долл. (по стоимости доллара на 1978 г.), а СССР – 107,3 млрд долл. – почти одинаково. А вот расходы НАТО существенно превышали расходы Варшавского договора (193,9 млрд против 119,5 млрд.). Если в 1945–1975 гг. государства СССР и США противостояли друг другу, по сути, в одиночку, то в 1980-е гг. это уже было противостояние государства СССР и принципиально иной, новой политико-экономической целостности – глобализирующегося Запада/Севера, ядром которого была глобальная аватара США – Глобамерика.

Ныне Америка, похоже, готова не позволить России быть не только державой, но и вообще быть.

Но Америка предполагает, а История располагает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: