double arrow

Кризис 1 года жизни

В период между девятью месяцами и полутора годами практически все малыши переживают свой первый кризис. Примерно в это же время большинство детей, как правило, учится говорить и ходить, что только способствует повышению активности и любознательности маленького человечка. Еще бы! Ведь вокруг столько всего интересного, до чего теперь можно доползти, дошагать, что можно «попробовать на зуб»…Посредством органов чувств малыш познает окружающий его мир, получая такое количество новой информации, которое взрослый человек способен «переварить» не менее чем за 60 лет! Буквально каждую минуту кроха проделывает колоссальную работу, как губка, впитывая в себя реалии действительности. На этом этапе ребенок отчаянно нуждается в понимании и заботе со стороны взрослых. Именно в понимании, а не в родительской опеке и повсеместных запретах. Бесспорно, в чем-то карапуза действительно стоит ограничить, создав ему безопасные и комфортные условия для развития. Только и всего. В остальном же, дозвольте малышу, по мере сил и возможности, проявлять свою самостоятельность. Не сердитесь на него. Он хочет сделать что-то сам? – Порадуйтесь и дайте добро, незаметным для ребенка образом, контролируя ситуацию со стороны.

Проявление своего «Я». Все, что требуется крохе на данном этапе его персональной эволюции – осознать Себя как такового, Себя, отдельного от взрослых. Осознать свои желания, свои возможности, свои чувства. Потому, будьте мудрее и терпимее, вникните в суть происходящего, тогда все встанет на свои места и сделается более понятным.

Ходьба – основная форма передвижения в пространстве. Попытки сделать первый шаг. На первом году ребенок становится на ноги – самоутверждается.

Речь – форма передачи информации.

Прежде, чем перейти к языковому периоду, ребенок говорит на своеобразном языке. Так выделяются 4 основные отличительные особенности детского языка:

1. Звуковой состав слов ребенка резко отличается от звукового состава наших слов (фонетическое строение речи). Эта речь не совпадает с нашей речью: «пу-фу», «бо-бо», иногда обломки слов. Иногда они похожи на наши слова, иногда резко с ними расходятся, иногда напоминают наши искаженные слова.

2. Еще отличие: слова отличаются и по значению (смысл детской речи): одно и то же слово произносится в отношении нескольких предметов, явлений, своего окружения. Это значение почти всегда очень сложно, оно не расчленено на отдельные качества, а представляет собой целую картину. Например: значения автономного слова «пу-фу»: бутылка с йодом, сам йод, бутылка, в которую дуют, чтобы получить свист, папироса, из которой выпускают дым, табак, процесс тушения, потому что там тоже надо дуть и т.д. Слово и его значение охватывает целый комплекс вещей, которые у нас никак не обозначаются одним словом. Эти слова со стороны значений не совпадают с нашими словами, ни одно из них не может быть полностью переведено на наш язык. На самом деле ребенку недоступны наши слова и наши понятия.

3. Общение с помощью такой речи осуществляется только между ребенком и теми людьми, которые понимают значение его слов.

4. Слова связаны своеобразно – неграмотно, без предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь: ряд бессвязных восклицаний, которые издаются взрослыми в состоянии сильного эмоционального переживания.

Гипобулические реакции – волевые реакции, первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим, «невоздержания». Такие реакции в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании. Например: у ребенка, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, наблюдается резкое нарастание аффекта, заканчивающегося часто тем, что ребенок ложится на пол, начинает неистово кричать, отказывается ходить, бьет ногами об пол. Это тенденция, направленная против запретов, отказов… и выражается в некоторой регрессии поведения: ребенок как бы возвращается к более раннему периоду (когда он бросается на пол, барахтается, отказывается ходить…), но использует это по-другому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: