Другие формы международного бизнеса

Помимо перечисленных выше международный бизнес может осуществляться и в других формах. Важнейшие из них – это лицензирование, франчайзинг и управленческие контракты. Лицензирование (licensing) предполагает заключение до­говора, в соответствии с которым фирма, находящаяся в одной стране, выдает компании другой страны лицензию на использование своей интеллектуальной собственности (патентов, торговой марки, фирменного названия, авторских прав или секретов производства) в обмен на выплату роялти. Например, компания Walt Disney может выдать немецкой компании по пошиву одежды разрешение на выпуск детских пижам с изображением улыбающегося Микки Мауса на услови­ях выплаты этой компанией процента от продаж. Франчайзинг (franchising) — это особая форма лицензирования, суть которой состоит в том, что фирма, нахо­дящаяся в одной стране (франчайзер), выдает компании из другой страны (франчайзи) разрешение на использование своей технологии производства, а также бренда, торговой марки и логотипа в обмен на выплату роялти. Например, компа­ния McDonald's Corporation продает права на открытие ресторанов быстрого об­служивания во всем мире. Управленческий контракт (management contract) — это соглашение, в соответствии с которым компания в одной стране дает фирме, находящейся в другой стране, согласие на управление мощностями этой фирмы или оказание иных управленческих услуг за определенное вознаграждение (раз­мер которого оговорен в контракте). Управленческие контракты получили широ­кое распространение среди наиболее крупных компаний, функционирующих в сфере гостиничного бизнеса. Многие компании, такие как Mariott и Hilton, далеко не всегда владеют дорогими отелями, которые носят имена этих брендов и кото­рые можно встретить во всех странах мира, — они только управляют этими отеля­ми на условиях, предусмотренных в соответствующих контрактах.

1.3.4. Субъекты международного бизнеса

Компанию, которая использует деловые операции, перечисленные выше, мож­но назвать международной компанией.

Часто в зарубежной экономической литературе международный бизнес вообще ассоциируется с деятельностью многонациональных компаний, чью национальную принадлежность трудно определить, поскольку они производят и продают свои товары по всему миру. Международная ком­пания — это любая организация, которая осуществляет свою деятельность на основании заключения коммерческих сделок с отдельными лицами, частными фирмами и/или государственными организациями зарубежных стран. Термин «многонациональная корпорация», сокращенно МНК (multinational corporation, MNC), используется для обозначения компаний, активно вовлечен­ных в международный бизнес.

В экономической литературе международные промышленные монополии называют по-разному: транснациональные, многонациональные, глобальные корпорации.

Среди основных субъектов международного бизнеса выделяют многонациональные (мультинациональные) корпорации (МНК), глобальные компании, сервисные компании, экспортеров и импортеров.

Многонациональная компания (МНК), использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом. Полномасштабная МНК, как правило, прибегает к помощи большинства вышеперечисленных форм хозяйственных операций. Термин "многонациональная корпорация" также общепринят в литературе, посвященной международному бизнесу, и в преобладающем числе случаев употребляется как синоним «международной компании».

Многонациональные компании,или, как их называют в американской экономической литературе, мультинациональные корпорации (МНК) представляют собой компании, которые производят и реализуют товары или услуги в нескольких странах.

Термины «интернациональная компания», «мультинациональная компания», «транснациональная компания», «многонациональная корпорация» и даже «глобальная компания» часто используются как синонимы в отечественной и зарубежной литературе.

Еще одним термином, зачастую используемым вместо МНК, особенно в рамках ООН, является транснациональная корпорация или ТНК. Им пользуются также для обозначения компаний, находящихся в разных странах, но являющихся собственностью и возглавляемых гражданами одной страны. ТНК стремятся рационализировать структуру капитальных вложений, воспользовавшись преимуществами международной интеграции с целью приобретения технологических, организационных или рыночных преимуществ. Именно ТНК в первую очередь содействуют глобализации предпринимательской деятельности, создавая благоприятные условия для развития международного бизнеса. По данным ЮНКТАД немногим более 50 тысяч ТНК координируют деятельность 450 тысяч филиалов, расположенных практически во всех странах мира.

Статистика США относит к ТНК любую американскую фирму, в которой не менее 10% прямых или косвенных интересов связаны с зарубежным бизнесом. В США в начале нового века насчитывалось более 37 000 компаний, кото­рые в американской литературе характеризуются как транснацио­нальные корпорации (ТНК). Эти компании располагают за рубежом более чем 170 тысяч филиалов разного типа, совокупный оборот кото­рых превышает 5,5 трлн. долл. Более 90% ТНК расположили свои штаб-квартиры в развивающихся странах.

Глобальные компании отличаются от МНК/ТНК тем, что следуют своей специфически глобальной стратегии, применимой во всемирном масштабе, и, как правило, не проводят разработку и реализацию стратегий на отдельных странах. Глобальные компании рассматривают весь мировой рынок как нечто целое (здесь часто происходит выделение глобальных ры­ночных ниш не только для компаний-гигантов) и перемещают товары, капитал, производство и даже персонал в любые точки планеты, где в результате такого перемещения возможно образование конкурентно­го преимущества. Обычно база глобальной компании располагается в одном из развитых регионов мира: Северная Америка, Европа. Товары разрабатываются для завоевания мирового рынка в целом, а организация компании подвергается таким изменениям, кото­рые должны позволить перейти от региональной ориентации обеспе­чения искомой прибыли на товарную. Главный отличительный при­знак глобальных компаний (и в этом их главное отличие от многонациональных компаний) состоит в том, что они принципиально могут работать в любом сегменте мирового рынка и модифицируя саму внешнюю среду обслуживаемых/осваиваемых рынков.

Сервисные компании прошли те же стадии интернационализа­ции, что и компании-производители товаров, но с известным отставанием, что обусловлено историче­ской последовательностью развития глобальных коммуникаций, где развитие транспортной сети предшествовало развитию информацион­ной сети. Однако в настоящее время темпы роста сервисных компаний и их интернационализации превышают аналогичные показатели для компаний-производителей. Это естественно, поскольку уже к концу прошлого века доля услуг в ВНП развитых стран превысила 2/3, а развивающихся - только в лучших случаях приближалась к 1/2, а услугипредставляют со­бой любую основную или дополнительную деятельность, которая не приводит непосредственно к производству физического товара, то есть является невещной, но неотъемлемой частью каждой сделки между покупателем (потребителем) и продавцом (поставщиком). Особое ме­сто в современном международном бизнесе заняли компании, произ­водящие так называемые бизнес-услуги, и среди них - финансовые услуги. Среди крупнейших международных компаний — коммерческие банки, инвестиционные банки, брокерские конторы (например, Morgan Stanley, Salomon Brothers, Golden Sacks, Merrill Lynch). Одно­родность и легкое распространение их услуг, а также необходимость концентрировать штаб-квартиры в мировых финансовых центрах (на­пример, Лондон, Нью-Йорк, Токио) предопределяют глобальный ха­рактер этих компаний.

Однако первыми участниками международного бизнеса исторически были и остаются международные торговые компании - экспортеры и импортеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: