Сравнительная оценка достоинств и недостатков различных организационно-правовых форм бизнеса

В практике международного бизнеса часто приходится выбирать, в какой организационно-правовой форме выгодней вести то или иное дело. При решении вопросов о приобретении той или иной компании в первую очередь оценивается ее деловая репутация. В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) деловая репутация или репутация фирмы, «гудвилл» (goodwill) отражается в бухгалтерских балансах большинства зарубежных стран.

«Гудвилл» - это условная стоимость деловых связей компании, цена накопленных ею нематериальных активов, денежная оценка неосязаемого капитала: престиж торговой марки, накопленный опыт деловых связей и т.д. Он определяется прежде всего экономическим состоянием компании. Однако не всегда экономические отношения способствуют достижению наибольших конечных результатов, то есть не всегда намеченные конечные результаты можно достичь только с помощью экономических методов.

«Гудвилл» в существенной мере является также общественным продуктом, результатом взаимоотношений компании с общественностью. Работа компании с общественностью, как с отдельными гражданами, так и со средствами информации – радио, телевидением, периодической печатью получила международный термин Public Relations (PR). Public Relations получил свое развитие сначала в США, а затем распространился во всем мире. В России он получил термин «пиар». Международная практика давно показывает, что хорошие контакты с общественностью дают компании дополнительные внешние выгоды, плохие или ошибочные контакты, наоборот, создают препятствия предпринимательству, развитию бизнеса.

«Гудвилл» или деловая репутация проявляется в том, что компания получает больше прибыли, чем она могла бы рассчитывать исходя из вещественных активов (оборудования, сырья, рабочей силы). Он учитывается при продаже компании, так как отражается в бухгалтерском балансе. Однако не всегда «гудвилл» отражается в годовом балансе. Так, например, английским законом о компаниях 1981 года предусмотрено, что компании с ограниченной ответственностью приобретенные неосязаемые активы («гудвилл») должны их списывать с балансовых счетов в пределах периода, не превышающего срока их экономической полезности.

Гражданским кодексом РФ в состав предприятия как имущественного комплекса включает неосязаемые активы: фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др. Сюда же кодексом отнесены такие элементы деловой репутации как информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, которая может иметь действительную или потенциальную ценность.

Российские компании также обязаны отражать деловую репутацию в годовом балансе отдельной строкой как разницу между ее балансовой стоимостью и продажной ценой. Причем, показывается как положительная деловая репутация, то есть превышение продажной цены над ее балансовой стоимостью, так и отрицательная – превышение балансовой стоимости над ее продажной ценой. Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрено списание как положительной, так и отрицательной деловой репутации. Однако российская практика отражения деловой репутации в пока не получила широкого распространения, скорее всего она отражается в порядке исключения, а не как правило.

В международной практике принято также оценивать компании по соотношению достоинств и недостатков каждой из них исходя из характера собственности. Обычно это происходит при выборе организационно-правовой формы будущей компании на основе их сопоставления по различным показателям.

В условиях единоличной собственности, когда фирма принадлежит одному владельцу, она называется единоличной частной фирмой. Открыть такое дело несложно, человек просто начинает заниматься хозяйственной, коммерческой деятельностью. Основным условием для этого в большинстве городов США, например, является необходимость получения лицензионного соглашения даже на самую маленькую фирму, а в некоторых случаях - необходима лицензия штата. Ее преимущество проявляется при мелких, небольших операциях:

- ее открытие не требует больших затрат средств;

- ее деятельность регулируется всего несколькими государственными распоряжениями;

- не облагается корпоративным подоходным налогом.

Однако единоличное предприятие имеет и свои существенные недостатки:

- все доходы фирмы облагаются подоходным налогом с физических лиц, которые достигают до 40 и более процентов. При этом не имеет значения, реинвестируются эти деньги в развитие производства или изымаются из оборота;

- ей трудно получить банковский кредит;

- владелец несет полную, неограниченную материальную ответственность за задолженность фирмы, которые могут превысить инвестиции в нее;

- срок деятельности фирмы ограничен сроком жизни е учредителя.

Главное преимущество партнерства (товарищества) заключается:

- в легкой организации при незначительных затратах;

- договор партнерства можно заключать в устной форме.

Вместе с тем имеются и сложности:

- неограниченная материальная ответственность; если кто-либо из партнеров не в состоянии гасить свои долги, остальные партнеры обязаны взять на себя неудовлетворенные иски и в случае необходимости использовать на это свои личные средства;

- ограниченный срок жизни;

- трудности м передачей права собственности;

- трудности с получением крупных кредитов.

Преимущество корпораций заключается в следующем:

- срок ее жизни неограничен;

- дает возможность без затруднений передавать право собственности на свою долю;

- допускает ограниченную ответственность;

- легче получить банковские кредиты.

Стоимость корпорации возрастает более быстрыми темпами по следующим причинам:

- ограниченная ответственность уменьшает риск инвесторов;

- имеется большая возможность привлекать капитал;

- инвестиции в ценные бумаги более ликвидны в сравнении с вложениями в индивидуальные фирмы или в партнерство.

В то же время корпорация обладает двумя существенными недостатками:

- корпорации подвергаются двойному налогообложению: налогом на прибыль корпорации и налогом на доходы, выплачиваемые акционерам в качестве дивидендов из прибыли корпорации после уплаты налога на прибыль.

Соотношение предприятий этих основных форм собственности колеблется по различным странам. Наибольший удельный вес предприятий с единоличной собственностью наблюдается в США. Здесь на единоличную собственность приходится более 3/4 всех существующих предприятий, однако на них приходится менее 1/10 от всех полученных доходов. В то же время корпорации составляют менее 1/5 от общего количества предприятий, но они получают почти 9/10 всех доходов.

Помимо основных (базовых) форм организации бизнеса на практике выделяют бизнес так называемых смешанных (гибридных) форм собственности, к которым относятся: франчайзинг, совместные предприятия и синдикаты, кооперативы и партнерства с ограниченной ответственностью или коммандитные товарищества.

Наиболее интенсивно в последнее время развивался франчайзинг (Franchise). Он представляет собой такую организацию дела, при которой:

- собственник торговой марки, торгового имени или авторского права (франчайзер) позволяет другой фирме – франчайзи их использование на определенных условиях партнерства;

- франчайзер обеспечивает франчайзи рекламой, продает товары и сырье, необходимые для ведения дела, свои производственные планы, включая рыночную стратегию, руководство по хозяйственной деятельности, услуги по контролю качества, двухсторонний контакт, а также все другие виды помощи, необходимые для ведения дела;

- франчайзи выполняет все условия, касающиеся платы за такое право, прекращение договора и путей разрешения споров, которые могут возникнуть.

Следует подчеркнуть, что на франчайзи автоматически распространяется весь PR основной компании, который нельзя сводить только к одной рекламе, хотя сам по себе PR является неплохой рекламой.

Вопросы для самоконтроля:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: