Примечания. 1. Авторство в изобретении термина «международные отношения» принадлежит английскому мыслителю Джереми Бентаму (1748—1832)

1. Авторство в изобретении термина «международные отношения» принадлежит английскому мыслителю Джереми Бентаму (1748—1832), который понимал под ним общения между государствами. Впоследст­вии он был воспринят юристами и применялся исключительно для обоз­начения правовых межгосударственных взаимодействий.

2. Иноземцев Н.Н. Ленинский курс международной политики КПСС. - М.. 1978, с. 11.

. 3. Курс международного права. В семи томах. Том 1. Понятие, пред­мет и система международного права. М., 1989, с. 10.

4. Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. — М., 1981, с. 19.

5. Aron R.. Paix et guerre entre les nations. P., 1984, p. 17.

6. Aron R. Une Sociologie des relations intemationales //Revue fran^aise de sociologie. 1963. Vol. IV.

7. Caporaso J. Dependence, Dependecy and Power in the Global System:

A Structural and Behavioral Analisis //International Organisation. 1979, № 10.

8. Synger D. (ed.). Quantitative International Politics: Insights and Evidence. N.Y., - 1978.

9. Rosenau J.N. Le touriste et Ie terroriste ou les deux extremes du conti­nuum international // Etudes intemationales. 1979. Juin, p. 220.

10. При этом, термин «переходность» в данном случае отнюдь не означает, что речь идет о некой линейной тенденции, результат которой известен заранее. В действительности, данной сфере общественных от­ношений, даже больше чем другим, свойственны элементы непредсказу­емости, незаданности, неоднозначности и неожиданности.

11. Merle М. Sociologie des relations intemationales. P., 1974, p. 137.

12. Социализм и международные отношения. — М., 1975, с. 16.


13. Кукулка Ю. Проблемы теории международных отношений. М., 1980, с.85-86.

14. Гладков В.П. Международное общество: утопия или реальная пер­спектива // Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 6, с. 61.

15. См. об этом: Чешков М. Осмысление мироцельноста: новая оп­позиция идей или их сближение? //МЭиМО, 1995, № 2.

16. См., например: Les relations intemationales: Les nouveaux debats theoriques // Le trimestre du monde, 1994, № 3.

17. См. об этом: Моргачев С. Пространство, время и поле в мировой политике // МЭ и МО. 1989, № 7.

18. Таково, в частности, мнение французского исследователя М. Жирара, высказанное им в ходе дискуссии на состоявшейся в начале 1995 года на социологическом факультете МГУ российско-французской конференции по проблемам политической науки.

19. Перестройка международных отношений: пути и подходы //Ми­ровая экономика и международные отношения. 1989, № 1, с. 58.

20. Так, например, в мусульманских странах представления о нацио­нальном гражданстве появились лишь к концу XIX в. До этого мусуль­мане различных государств юридически считались членами одной об­щины мусульман — ал—Уммы, связанной отношениями покровительст­ва—зависимости (вала дживар) и находящейся под защитой «верховно­го» маула (вали) — Аллаха (Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, с. 242). Исламские же фундаменталисты, по сути, и сегодня не признают деления мусульман по национально-государственному при­знаку.

21. Braillard Ph. Relations intemationales: une nouvelle discipline//Le trimestre du monde, 1994, № 3, p. 29.

22. Morgenthau H. Politics among Nations. The Struggle for Power and Peace. — New York, 1948.

23. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 12, с. 735.

24. Wallerstein I. (sous la dir. de). Les inegalites entre Etats dans le systeme international: origines et perspectives. — Centre quebeqois de relations inter-nationales, University Laval, 1975, p. 12—22.

25. См., например: Waltz. К. Theory of International Politics. — New York, 1979.

26. См.: Strange S. States and Markets. — London, 1988.

27. См.: 25. Dudley L. The Word and the Sword: How Techniques of Information and Violence Have Shaped Our World. — Oxford, 1991.

28. См., например: Burton N J.W. World Society. — Cambridge, 1972;

Loard E. International Society. — London, 1991.

29. См.: Rosenau J. Lineage Politics: Essay on the Convergence of Nati­onal and International System. — New York, 1969.

30. См.: Rosenau J.N. Turbulence in World Politics. A Theory of Change and Continuity. — Princeton, 1989.



31. Badie В. L'Etat importc, L'occidentalisation de 1'ordre politique. —

Paris, 1992.

32. См.: О сути концепции внешней политики России // Междуна­родная жизнь, 1993, № 1, с. 19.

33. Girard М. (Sous la dir. de). Les individus dans la politique intematio-nale. — Paris, 1994, p. 7.

34. См., например: Мурадян А.А. Двуликий Янус. Введение в полито-логию. М., 1994; Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994; Badie В.

L'Etat importe... Op.cit.

35. Long В. La definition des Relations internationales: une prtalable & leur theorisation // Le trimestre du monde, 3-е trimestre 1994, p. 12.

36. Braillard Ph. Les Relations internationales: une nouvelle discipline? // Le trimestre du monde, 3-е trimestre 1994, p. 26.

37. Aron Л. Paix et Guerre entre les nations, p. 18.

38. Powell R. Anarchy in International Relations Thery: the Neorealist — Neoliberal Debat // International Organizations. Spring 1994. Vol. 48, № 2, p. 329-338.

39. Girard М. Op. cit., p. 9.

40. Holsti К. J. Mirror, Mirror on the Wall, Which Are the Fairest Theo­ries of All? // International Studies Quarterly. Vol. 33, 1989, p. 256.

41. Действительно, отсутствие объекта в «физическом смысле», т.е. как отдельно существующей реальности, не связанной с другими выра­жениями политического (например, во внутриобщественных отношени­ях), характерно не только для Международных отношений, но и для по-литологии (если понимать под нею внутриполитическую теорию), и для экономики. Это подчеркивал уже Р. Арон (см. «Paix et Guerre entre les nations», p. 16). Точно так же дуализм политической экономии, ее «раз­рыв» между монетаризмом и кейнсианством (на абсолютную истинность не может претендовать ни то, ни другое из этих направлений западной экономической мысли, а их чередование в практике экономической жизни демонстрирует как преимущества, так и явные изъяны, свойствен­ные обоим подходам) указывает на то, что «страбизм» Международных отношений не является свидетельством ее инвалидности.


Глава III

ПРОБЛЕМА МЕТОДА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Основная цель данной главы — познакомить с наиболее широко применяемыми методами, методиками и техниками изу­чения Международных отношений и внешней политики. В ней не ставится такая достаточно сложная и самостоятельная задача, как научить пользоваться ими. Впрочем, ее решение было бы и невозможно, так как для этого требуется, во-первых, подробное описание тех или иных методов, иллюстрируемое примерами их конкретного применения в исследовательской работе при анали­зе определенного объекта международных отношений, а во-вто­рых (и это главное), — практическое участие в том или ином научно-теоретическом или научно-прикладном проекте, посколь­ку, как известно, нельзя научиться плавать, не входя в воду.

При этом следует иметь в виду, что каждый исследователь (или исследовательский коллектив) обычно использует свой из­любленный метод (или их группу), корректируемый, дополняе­мый и обогащаемый им с учетом имеющихся условий и инстру­ментария. Важно иметь в виду и то, что применение того или иного метода зависит от объекта и задач исследования, а также (что весьма существенно) от наличных материальных средств.

К сожалению, приходится отметить тот факт, что специаль­ная литература, посвященная проблеме методов и особенно — прикладных методик анализа международных отношений, — весь­ма немногочисленна (особенно на русском языке) и потому труд­нодоступна.

74. -'


1. Значение проблемы метода

Проблема метода — одна из наиболее важных проблем любой науки, так как в конечном счете речь идет о том, чтобы научить, как получать новое знание, как применять его в практической деятельности. Вместе с тем это и одна из самых сложных про­блем, которая и предваряет изучение наукой своего объекта, и является итогом такого изучения. Она предваряет изучение объ­екта уже потому, что исследователь с самого начала должен вла­деть определенной суммой приемов и средств достижения ново-то знания. Она является итогом изучения, ибо полученное в его результате знание касается не только самого объекта, но и мето­дов его изучения, а также применения полученных результатов в практической деятельности. Более того, исследователь сталкива­ется с проблемой метода уже при анализе литературы и необхо­димости ее классификации и оценки.

Отсюда неоднозначность и в понимании содержания самого термина «метод». Он означает как сумму приемов, средств и про­цедур исследования наукой своего предмета, так и совокупность уже имеющегося знания. Это значит, что проблема метода, обла­дая самостоятельным значением, в то же время тесно связана с аналитической и практической ролью теории, которая также иг­рает и роль метода.

Распространенное мнение о том, что каждая наука имеет свой собственный метод, верно лишь отчасти: большинство социаль­ных наук не имеют своего специфического, только им присущего метода. Поэтому они так или иначе преломляют применительно к своему объекту общенаучные методы и методы других (как со­циальных, так и естественнонаучных) дисциплин. В данной свя­зи принято считать, что методологические подходы политичес­кой науки (в том числе и Международных отношений) строятся вокруг трех аспектов:

— как можно более строгое отделение исследовательской по­зиции от морально-ценностных суждений или личных взглядов;

— использование аналитических приемов и процедур, являю­щихся общими для всех социальных наук, что играет решающую роль в установлении и последующем рассмотрении фактов;

— стремление к систематизации, или, иначе говоря, к выра­ботке общих подходов и построению моделей, облегчающих от­крытие «законов» (1).

И хотя при этом подчеркивается, что данное замечание не означает необходимости «полного изгнания» из науки ценностных


суждений или личных позиций исследователя, тем не менее пе­ред ним неизбежно встает проблема более широкого характера — проблема соотношения науки и идеологии. В принципе та или иная идеология, понимаемая в широком значении — как созна­тельный или неосознанный выбор предпочтительной точки зре­ния — существует всегда. Избежать этого, «деидеологизировать-ся» в этом смысле нельзя. Интерпретация фактов, даже выбор «угла наблюдения» и т.п. неизбежно обусловлены точкой зрения исследователя. Поэтому объективность исследования предполагает, что исследователь должен постоянно помнить об «идеологичес­ком присутствии» и стремиться контролировать его, видеть отно­сительность любых выводов, учитывая такое «присутствие», стре­миться избегать одностороннего видения. Наиболее плодотвор­ных результатов в науке можно добиться не при отрицании иде­ологии (это, в лучшем случае, заблуждение, а в худшем — созна­тельное лукавство), а при условии идеологической терпимости, идеологического плюрализма и «идеологического контроля» (но не в смысле привычного нам по недавнему прошлому контроля официальной политической идеологии по отношению к науке, а наоборот — в смысле контроля науки над всякой идеологией).

Сказанное касается и так называемой методологической ди­хотомии, которая нередко наблюдается в Международных отно­шениях. Речь идет о противопоставлении так называемого тради­ционного историко-описательного, или интуитивно-логического подхода операционально-прикладному, или аналитико-прогнос-тическому, связанному с применением методов точных наук, формализацией, исчислением данных (квантификацией), вери-фицируемостыо (или фальсифицируемостью) выводов и т.п. В этой связи, например, утверждается, что основным недостатком на­уки о международных отношениях является затянувшийся про­цесс ее превращения в прикладную науку (2). Подобные утвер­ждения страдают излишней категоричностью. Процесс развития науки является не линейным, а, скорее, обоюдным: происходит не превращение ее из историко-описательной в прикладную, а уточнение и коррекция теоретических положений через приклад­ные исследования (которые, действительно, возможны лишь на определенном, достаточно высоком этапе ее развития) и «возвра­щение долга» «прикладникам» в виде более прочной и операцио­нальной теоретико-методологической основы.

Действительно, в мировой (прежде всего, американской) на­уке о международных отношениях с начала пятидесятых годов XX века происходит усвоение многих релевантных результатов и


методов социологии, психологии, формальной логики, а также естественных и математических наук. Одновременно начинается и ускоренное развитие аналитических концепций, моделей и ме­тодов, продвижение к сравнительному изучению данных, систе­матическое использование потенциала электронно-вычислитель­ной техники. Все это способствовало значительному прогрессу науки о международных отношениях, приближению ее к потреб­ностям практического регулирования и прогнозирования миро­вой политики и международных отношений. Вместе с тем, это отнюдь не привело к вытеснению прежних, «классических» мето­дов и концепций.

Так, например, операциональность историко-социологичес-кого подхода к международным отношениям и его прогностичес­кие возможности были продемонстрированы Р. Ароном. Один из наиболее ярких представителей «традиционного», «историко-опи­сательного» подхода Г. Моргентау, указывая на недостаточность количественных методов, не без оснований писал, что они дале­ко не могут претендовать на универсальность. Столь важный для понимания международных отношений феномен, как, например, власть, — «представляет собой качество межличностных отноше­ний, которое может быть проверено, оценено, угадано, но кото­рое не может быть измерено количественно... Конечно, можно и нужно определить, сколько голосов может быть отдано полити­ку, сколькими дивизиями или ядерными боеголовками распола­гает правительство; но если мне потребуется понять, сколько влас­ти имеется у политика или у правительства, то я должен буду отставить в сторону компьютер и счетную машину и приступить к обдумыванию исторических и, непременно, качественных по­казателей» (3).

Действительно, существо политических явлений не может быть исследовано сколь-либо полно при помощи только прикладных методов. В общественных отношениях вообще, а в международ­ных отношениях в особенности, господствуют стохастические процессы, не поддающиеся детерминистским объяснениям. По­этому выводы социальных наук, в том числе и науки о междуна­родных отношениях, никогда не могут быть окончательно вери­фицированы или фальсифицированы. В этой связи здесь вполне правомерны методы «высокой» теории, сочетающие наблюдение и рефлексию, сравнение и интуицию, знание фактов и воображе­ние. Их польза и эффективность подтверждается и современными изысканиями, и плодотворными интеллектуальными традициями.


Вместе с тем, как верно подметил М. Мерль по поводу по­лемики между сторонниками «традиционных» и «модернистских» подходов в науке о международных отношениях, было бы абсур­дно настаивать на интеллектуальных традициях там, где необхо­димы точные корреляции между собранными фактами. Все то, что поддается квантификации, должно быть квантифицировано (4). К полемике между «традиционалистами» и «модернистами» мы еще вернемся. Здесь же важно отметить неправомерность про­тивопоставления «традиционных» и «научных» методов, ложность их дихотомии. В действительности они взаимно дополняют друг друга. Поэтому вполне правомерен вывод о том, что оба подхода «выступают на равных основаниях, а анализ одной и той же про­блемы проводится независимо друг от друга разными исследова­телями» (см.: там же, с. 8). Более того, в рамках обоих подходов одной и той же дисциплиной могут использоваться — хотя и в разных пропорциях — различные методы: общенаучные, анали­тические и конкретно-эмпирические. Впрочем, разница между ними, особенно между общенаучными и аналитическими, тоже достаточно условна, поэтому и надо иметь в виду условность, относительность границ между ними, их способность «перете­кать» друг в друга. Данное утверждение верно и для Международ­ных отношений. В то же время нельзя забывать и о том, что основное предназначение науки состоит в служении практике и, в конечном счете, в создании основ для принятия решений, име­ющих наибольшую вероятность способствовать достижению пос­тавленной цели.

В этой связи, опираясь на выводы Р. Арона, можно сказать, что в фундаментальном плане изучение международных отно­шений требует сочетания таких подходов, которые опираются на теорию (исследование сущности, специфики и основных движу­щих сил этого особого рода общественных отношений); социоло­гию (поиски детерминант и закономерностей, определяющих его изменения и эволюцию); историю (фактическое развитие между­народных отношений в процессе смены эпох и поколений, поз­воляющее находить аналогии и исключения) и праксеологию (ана­лиз процесса подготовки, принятия и реализации международно-политического решения). В прикладном плане речь идет об изу­чении фактов (анализ совокупности имеющейся информации);

объяснении существующего положения (поиски причин, призван­ные избежать нежелательного и обеспечить желаемое развитие событий); прогнозировании дальнейшей эволюции ситуации (ис­следование вероятности ее возможных последствий); подготовке


решения (составление перечня имеющихся средств воздействия на ситуацию, оценка различных альтернатив) и, наконец, приня­тии решения (которое также не должно исключать необходимости немедленного реагирования на возможные изменения ситуации)

(5).

Нетрудно заметить сходство методологических подходов и даже пересечение методов, свойственных обоим уровням исследова­ния международных отношений. Это верно и в том смысле, что в обоих случаях одни из используемых методов отвечают всем по­ставленным целям, другие эффективны лишь для той или иной из них. Рассмотрим несколько подробнее некоторые из методов, используемых на прикладном уровне Международных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: