Терминологический словарь. Государственный (официальный) язык –язык, за которым в том или ином государстве или в пределах иной юридически определённой территории законодательно

Государственный (официальный) язык – язык, за которым в том или ином государстве или в пределах иной юридически определённой территории законодательно закреплён самый высокий юридический статус в установленных законом случаях по сравнению с другими языками, которые могут на данной территории использоваться.

В 1953 г. эксперты ЮНЕСКО предложили разграничить понятия «государственный язык» и «официальный язык». Государственный язык – это язык, выполняющий интегративную функцию в рамках данного государства в политической, социальной, культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства. Официальный язык - это язык государственного управления, законодательства, судопроизводства. Данные определения носят не обязательный, а рекомендательный характер.

Мультикультурализм – комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре, что ставит под сомнение существование национальной идентичности. Понятие «мультикультурализм» используется, как правило, в двух основных значениях.

В первом значении мультикультурализм – это феномен этнокультурной фрагментации социума; по-другому и более точно его можно определить как «многокультурность», в конечном счете, направленную против культуры как общенационального явления. Таким образом, речь идет не о культурной автономии в рамках некой культурной общности, а именно об ее фрагментации. Во втором значении мультикультурализм выступает как идеология и политика, которые в значительной степени опираются на либеральные концепции «культурного разнообразия», проповедующие этнические, расовые и субкультурные предпочтения в экономической, политической и культурной сферах общественной жизни. Их цель – искоренение дискриминации и достижение «равенства» различного рода меньшинств с национальным большинством.

Национальная политика России – это комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Её начало связано с организации деятельности Государственного комитета (затем министерства) по национальной политика. Данный институт был упразднён в 2001 г. Председателями и министрами в разное время были В.А.Тишков, С.М.Шахрай, Н.Д.Егоров, В.А.Михайлов, Е.С. Сапиро, Р.Г.Абдулатипов, В.А.Михайлов, В.А,Блохин. В 1993 г. была принята Конституция РФ, которая признала многонациональную структуру российского общества. Конституционно были признаны права коренных многочисленных народов. Декларирована свобода в определении и указании своей национальной принадлежности, а также свобода выбора языка общения, воспитания, обучения, творчества. В 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики и закон «О национально-культурной автономии». В 1998 г. была ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. С 2003 г. началось объединение регионов России. В 2005 г. был принят Закон «О государственном языке РФ». В 2007 г. – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». Последний упразднил с 2009 г. национально-региональный и школьный компоненты.

Современные этнические процессы. Современные этнические процессы характеризуются двумя взаимосвязанными тенденциями. Одна из них – интегрирующая, а другая – дифференцирующая. Указанные тенденции можно проследить на протяжении всей этнической истории человечества. Действие этих направлений зависит от социально-экономического базиса этнических общностей и поэтому неравномерно в разных этнических средах (смотрите подробнее в учебном пособии Садохина А.П., Грушевицкой Т.Г. Этнология. - М., 2001. – Гл. 9).

Современная этническая картина мира в условиях глобализационных процессов сохраняет своё многообразие. В тоже время этнические взаимоотношения характеризуются противоречивостью, сложностью, неоднозначностью.

Основные этапы события этнополитического развития России в XX – XXI столетиях. Российское государство изначально формировалось как многонациональное. Более того, оно возникло на пересечении нескольких цивилизаций.

При рассмотрении особенностей национальной политики Советского государства можно выделить несколько этапов:

- 1 этап (1918-1922 гг.),

- 2 этап (1923-1924 гг.),

- 3 этап (1930-1933),

- 4 этап (с середины 1930-х до середины 1950-х гг.),

- 5 этап (с 1956 до конца 1980-х гг.),

- современный этап (начиная с 1990-х годов).

Кризис Российской империи, вылившийся в серию революционных переворотов и потрясений начала XX века, усилил центробежные тенденции на её национальных окраинах. Восстановление единства территорий централизованного государства осуществлялось с середины 1920-х до середины 1940-х годов. Оно опиралось и на естественное желание части населения сохранить свою принадлежность к российской цивилизации и на прямое насилие.

Основой национальной политики стало стремление перевести социальное напряжение из русла межнациональных в русло межклассовых противоречий. Бедные слои населения настраивались против богатых слоёв, собственников. На территориях национальных окраин разворачивалась настоящая гражданская война между сторонниками Советской власти и её противниками. Так как большинство этнических лидеров были представителями класса собственников, они являлись противниками и Советской власти и противниками присоединения к России.

Национальная политика Советского государства на начальных этапах характеризовалась преобладанием этнополитических интересов над собственно этническими, культурными целями. Новое территориальное деление государства часто ущемляло этнические интересы, частью разрушалось этническое единство. Серьёзные недостатки имела и культурно-образовательная политика в национальной сфере. Одновременно, при игнорировании значения коренного этнического языка, усиливалась роль русского языка. Некоторые народы даже не имели возможности в рамках средней школы изучать свой язык.

В годы Великой Отечественной войны были депортированы народы, обвинённые в сотрудничестве с оккупантами, а также ликвидированы национальные автономии. Частично результаты депортаций были устранены в 1956-1957 г.г., но не были полностью ликвидированы.

Ситуация стала резко меняться с началом перестройки, особенно с 1991-1992 гг., т.е. после распада СССР.

Этнонациональный фактор распада СССР. Политика перестройки способствовала активизации этнических движений на территории СССР. «Национальная бомба» взрывается в 1989 г. Национальные движения переходят на новую высоту. Национальный вопрос выдвигается на одно из главных мест в политической жизни страны. Его необычно громкое для страны звучание было следствием накопившихся в предшествующие годы национальных проблем, обсуждение которых стало возможным лишь в годы перестройки. «Но главная причина была, видимо, связана с тем, что союзно-республиканские элиты по достоинству оценили мобилизующее значение этнонационализма как мощного оружия в борьбе против Центра за контроль над республиканскими ресурсами в ходе провозглашения экономической реформы. Это лежало и в основе внутренней консолидации – разной по темпам и формам в различных республиках = национальных элит и в их стремлении к политическому обособлению от общесоюзного руководства. Не случайно практически во всех регионах СССР национализм пользовался по сути общими идеологемами» (Барсенков А.С.Введение в современную российскую историю. Курс лекций. - М., 2002. - С. 123.).

Стали развиваться идеи «национального возрождения». Первоначально обращение к своей истории и культуре были вполне естественными. Затем они стали приобретать политическую окраску. Стали развиваться установки, согласно которым нерусские народы оказались в состоянии глубокого культурного упадка и виновата в этом политика Центра, Москвы.

Наиболее последовательно идеи «национального возрождения» были «отработаны» в Литве, Латвии, Эстонии.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял акт о независимости Литовского государства. Литовская ССР переименовывалась в Литовскую республику. 30 марта 1990 г. Верховный Совет Эстонии принял закон о независимости Эстонской республики. 4 мая 1990 г. Латвия заявила о независимости и образовании Латвийской республики. С этого момента начинается «парад» суверенитетов. Позже о своей независимости объявляют и другие национальные республики.

С 1990 г. начинается кризис СССР как государства. Угрожающий характер приобретали конфликты на межнациональной почве. Если в 1989 г. В них погиб 221 человек, то за 6 месяцев 1990 г. – уже 632. К этому времени было совершено 4648 погромов, более 600 тыс. человек стали беженцами в своей стране. Межэтническая нестабильность всё чаще становилась мотивом эмиграции из СССР.

На III съезде народных депутатов в марте 1990 г был учреждён пост Президента СССР. На том же съезде Н.А.Назарбаев высказался за применение той же модели в республиках. И «процесс пошёл». 30 марта 1990 г. был учреждён пост президента Узбекистана.

Таким образом, после учреждения института президентства в СССР региональные элиты получили дополнительный мощный инструмент в борьбе за свои суверенитеты. Это объективно подталкивало центробежные силы.

Зимой и весной 1990 г. разворачивается движение за российский суверенитет. В этот период в политический лексикон входит понятие «русофобия». Стали говорить о «русском фашизме».

На 1 съезде народных депутатов РСФСР, который состоялся 12 июня 1990 г. почти единодушно была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Начинается проведение независимой политики России. Реализация принципов суверенитета рассматривалась как основа выхода из кризиса.

В январе 1991 г. произошли вооружённые столкновения в Вильнюсе и Риге. Они только ускорили процесс отделения Прибалтики от СССР. На референдумах, проведённых в феврале-марте 1991 г. в Литве, Латвии и Эстонии, значительное большинство населения высказалось за независимость этих республик. Аналогичный референдум был проведён в Грузии, где также большинство населения высказалось за независимость.

17 марта 1991г. впервые в истории России был проведён общегосударственный референдум. Он был посвящён вопросу о сохранение СССР. За сохранение СССР высказались 76,4 % респондентов, участвовавших в референдуме. В референдуме не участвовали Прибалтика и Грузия.

События путча августа 1991 г. лишь ускорили крах СССР. Процесс распада вступил в решающую фазу. Даже те республики, которые раньше хотели подписать союзный договор, заявили о своей независимости. До зимы 1990 г. 14 из 16 российских автономных республик провозгласили свой суверенитет. У всех из названий исчезла слово «автономная».

21 декабря 1991 г. СССР прекратил своё существование. 25 декабря М.С.Горбачёв ушёл в отставку. 26 декабря 1991г. Верховный Совет СССР принял решение о прекращении существования СССР.

Что явилось причиной распада СССР?

Прежде всего, это активизация национальных движений, мощной консолидирующей силой которых стало движение за возрождение национальных культур и превращение родного языка в государственный. Сказалась и непродуманность национальной политики СССР, о которой говорилось выше. Важной причиной стала неспособность правительства М.С.Горбачёва сделать своевременные выводы и принять активные меры по предотвращению этнических столкновений и конфликтов. Одна из причин – это стремление национальных лидеров сделать политическую карьеру на националистических лозунгах.

Русофобия. В период перестройки и распада СССР в официальный политический лексикон входит понятие «русофобия». Её появления:

1) отрицание позитивного вклада России в мировую историю и культуру;

2) отрицание нравственных ценностей русского народа, прежде всего патриотизма и подвижничества;

3) отнесение русских к главным виновникам создания и поддержания административно – командной системы и сталинизма;

4) трактовка современного кризиса межнациональных отношений как результата политики великодержавного шовинизма;

5) двойной стандарт при подходе к национальным интересам русских, с одной стороны, и остальных народов – с другой. Русский характер исторически выродился, реанимировать его – значит вновь обрекать страну на отставание, которое может стать хроническим, русский народ – это народ с искажённым национальным самосознанием, русская культура – краденная, русская душа – тысячелетняя раба – эти и другие оскорбительные клише пропагандировались многотиражными перестроечными изданиями.

Дополнительным фактором ухудшения межнациональных отношений в 1989-1991 гг. явилось создание идеи «русского фашизма». Теперь в фашизме пытались обвинить русский народ. Русский патриотизм был приравнён к русскому фашизму.

Политическая роль языка. Законы о языках РФ и РБ. Язык любого народа является его главным символом и ценностью. Язык – душа народа. Все этносоциологические исследования, проводившиеся и в союзных республиках СССР, и в республиках РСФСР, и затем РФ с целью изучения этнонациональной идентичности и культуры, фиксировали факт наибольшего значения именно языка как этнического идентификатора. Например, по исследованиям 1970-1980-х годов свыше 70-80 % эстонцев, грузин, узбеков, молдаван идентифицировали себя по признаку языка[1]. У народов РФ, где развито массовое двуязычие, так же он находится на одном из первых мест.

Но мало кто из нас в повседневной жизни задумывается, что язык как главный этнонациональный символ может иметь огромное политическое значение и вокруг него могут разворачиваться настоящие политические страсти. Ярким примером стала история последних лет СССР, события современной российской истории, современной истории РБ.

Русские как доминирующий народ не так заметно по сравнению с другими народами выделяли в середине 1990-х годов язык в качестве объединяющего начала как нерусские народы России.

Перестроечные события второй половины 1980-х годов способствовали росту этнонационального самосознания и интереса к родному языку народов СССР. Это стало одной из главных причин образования в стране многочисленных клубов по возрождению и защите родного языка, на основе которых развернулись этнонациональные движения.

О необходимости сохранения всех функций «родного языка» писали лидеры национальных движений в Эстонии, Литве, Латвии, на Украине, в Узбекистане, Молдове, Якутии и Туве.

Вскоре стали выдвигаться языковые претензии. Возникли требования о необходимости придания языкам титульных наций СССР статуса государственных. И как только такие требования стали лозунгами национальных движений и появились реальные возможности законодательного закрепления статуса государственных языков, язык стал не просто этническим символом, а приобрёл острое социальное и политическое значение.

Признание языка государственным – это не только поднятие его престижа, но и требование непременного знания его всеми, кто по характеру своей трудовой деятельности обязан им владеть: руководители ряда государственных учреждений, работники медицины, прокуратуры, сферы обслуживания и т.д.

С этих пор статус языка стал ассоциироваться уже со статусом народа, с его притязаниями на достоинство, равное партнёрство в республиках РСФСР и на доминирование в союзных республиках СССР, ставших впоследствии независимыми.

В союзных республиках, которые впоследствии стали независимыми государствами, Законы о государственных языках были приняты до провозглашения Деклараций о независимости и имели ярко выраженный манифестирующий, политический характер, провозглашали стремление к полному суверенитету. Здесь, согласно принятым законам о языках статус государственного языка получили языки титульных национальностей. Русский язык такого статуса не получил.

В РСФСР требования необходимости сохранения, защиты родного языка, а затем придания статуса государственных языков ставились с момента зарождения национальных движений и их объединений. Так было в Татарстане, Якутии, Бурятии, Туве, Чувашии, Мари, Удмуртии и др. В Декларациях о государственном суверенитете, принятых в республиках РФ в 1990-1991 годах, статус государственного языка одновременно получили русский язык как язык основной государственности и язык титульной национальности, т.е. сложилась ситуация государственного двуязычия. Но в Чеченской и Тувинской республиках первоначально русский язык статус государственного языка не получил.

Закон РФ «О языках народов РФ». Данный закон был принят в октябре 1991 г. Впоследствии, в июне 1992 г., Совет Национальностей одобрил «Концепцию государственной программы по сохранению и развитию языков народов РФ». Принятые в российских республиках законы в принципиальных положениях опирались на общероссийское законодательство. Это касается прежде всего положений о языковом суверенитете народа и личности как праве на сохранение родного языка и свободу выбора и использования языка общения, закреплении статуса государственного за русским при гарантиях защиты языков всех народов РФ со стороны государства и прав граждан независимо от знания языков. Введение этих принципов в республиканские Законы о языках имели важное психологическое значение не только для титульных национальностей и русских, но и для других народов, проживающих в этих республиках.

Закон РФ предусматривает за республиками право определения дополнительных требований к использованию в ряде сфер деятельности государственных языков республик и обязательного двуязычия.

Закон о языках РБ. В Башкортостане вопрос о том, каким языкам придать статус государственного языка в 1990-ые годы приобрел острое политическое звучание. Закон о языках РБ был принят в 1999 г. Это сравнительно поздно. В других национальных субъектах РФ он был принят гораздо раньше, что и указывает на остроту языкового вопроса в республике. В Башкортостане сложилась специфическая демографическая ситуация. Её специфичность заключалась в том, что на начало 1990-х годов по переписи населения 1989 г. башкиры занимали третью позицию по численности, уступая русским и татарам. Используя этот факт, татарское национальное движение выдвинуло требование придать государственный статус татарскому языку как языку на котором говорит значительная часть республики.

Первые проекты Закона о языке были выдвинуты башкирскими и татарскими объединениями на рубеже 1980-1990-х гг. На первом съезде Башкирского народного центра «Урал», который состоялся в 1989 г., выдвигались требования повышения статуса башкирского языка, признания его государственным языком и содействия государственных органов в организации обучения башкирскому языку в детских дошкольных учреждениях, школах и вузах.

Языковой вопрос стал важнейшим программным пунктом башкирского, татарского, русского национального движения в республики. После принятия Закона о языках РБ в 1999 г., который провозгласил согласно федеральному закону государственными языками на территории РБ русский и башкирский языки, татарские этнонациональные объединения при поддержки части русского национального движения неоднократно обращались в федеральные органы с требованием пересмотреть данный Закон и предоставить статус государственного и татарскому языку.

Языковая тема как нерешённая на территории РБ поднималась в президентской кампании в Башкортостане в 2003 г. Она звучала в предвыборных выступлениях кандидатов в Президенты С.Веремеенко и С.Сафина.

Проблемы этнонациональных меньшинств в России. Одной из основных проблем национальных отношений является проблема равноправия народов.

Во многих государствах в том числе и Россия наряду с государственнообразующими нациями проживают национальные меньшинства, т.е. представители других этносов, не имеющие своих национально-государственных или национально-территориальных образований. Они являются исторически неотъемлемой частью общества и обогащают его своим трудом, самобытностью и культурой. Обеспечение прав национальных меньшинств является одной из основ гражданского согласия в обществе.

Какие группы можно отнести к этническим меньшинствам? Обычно к ним относят этнические группы:

1) численно меньшие, чем этническое большинство в государстве;

2) находящиеся в недоминирующем положение;

3) обладающие этнокультурной спецификой и желающие ее сохранить.

В «Декларации о правах лиц принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам», которую ООН приняла в 1992 году, изложены их права на:

1 национальную самобытность;

2 защиту со стороны государства проживания;

3 пользование своей культурой, языком, верой;

4 создание своих объединений;

5 свободные контакты через границы с гражданами той же национальности, проживающими в других государствах;

6 активное участие в решении любых касающихся их вопросов.

В Декларации зафиксированы обязанности государств в области охраны национальной самобытности меньшинств:

1 создания благоприятных условия для выражения и развития ими своей культуры, языка, религии;

2 содействия их полноценному участию в развитии государства проживания, обмена опытом в этой сфере с другими государствами;

3 учета законных интересов меньшинств во внутренней и внешней политике сотрудничества с другими государствами в реализации прав национальных меньшинств.

Россия приняла на себя международные обязательства по соблюдению прав меньшинств. Внешне участие России в международной системе защиты меньшинств выглядит активным. В феврале 1996г. Россия подписала, а в июне 1998г. ратифицировала Рамочную конференцию о защите национальных меньшинств (РКНМ). Но внешняя активность, увы, не повлияла на внутреннее законодательство и внутреннюю политику.

В действующей Конституции РФ 1993г. присутствует понятие «национальное меньшинство», но содержание его не раскрывается. Специальное законодательство о «национальных меньшинствах» отсутствует.

Конституция и ряд законов федерального уровня в общем виде провозглашают равенство прав и свобод, и запрещают посягательство на равенство. Но в тоже время российское внутреннее законодательство не содержит четкого определения понятия «дискриминация».

Ряд законов федерального уровня декларирует общие гарантии защиты языковой и культурной самобытности. Это – законы: «О языках народов РФ» (с 1998г.), «О реабилитации репрессированных народов» (1991г.), «Об образовании» (1992г.), «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» (1999г.), «О национально-культурной автономии» (1996г.).

Основной проблемой этнических меньшинств во всём мире является дискриминация.

В нашей стране есть категории и группы населения, которые также считают себя жертвами постоянной и систематической дискриминации, проводимой или провоцируемой органами государственной власти. Наиболее заявленная и известная в России проблема - это проблема положения месхетинских турок и других этнических меньшинств в Краснодарском крае.

Начиная с 2004 г. острота проблемы снижается, поскольку турки получили возможность уехать в США со статусом беженцев, и большинство краснодарских месхетинцев уже выехали из края. Тем не менее, многие турки остаются в регионе, а государственная политика в отношении турок во многих своих проявлениях распространяется и на другие меньшинства – курдов, хемшилов, езидов, армян.

Другая острая, касающаяся России и Украины проблема связана с положением крымских татар. В настоящий период правовое положение крымских татар остаётся до конца не определённым. Официально они -национальное меньшинство. Сами крымские татары считают, что они были превращены в национальное меньшинство в численном выражении на своей исторической родине путём массовых репрессий, нескольких депортаций, геноцида, этноцида и других насильственных способов.

К теме

Безусловным приоритетом остаётся и гармонизация межнациональных отношений. В нашей стране живут представители более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Этот многонациональный мир – уникальное преимущество России, мир, в котором больше тысячи лет вместе живут представители самых разных национальностей и конфессий. Наше общество в целом не поддерживает экстремизм и идеологии, которые основаны на ненависти к людям. Как писал академик Лихачёв, «национализм – это проявление слабости нации, а не её силы». Это очень правильные слова. Но до сих пор серьёзную напряжённость вызывает международная и внутренняя миграция, особенно в крупных городах. Подчас это приводит к межнациональной розни и конфликтам.

Необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Должны быть созданы условия для опережающего развития депрессивных густонаселённых территорий.

Кроме того, надо больше внимания уделять культурному и нравственному воспитанию детей, учить их взаимоуважению и толерантности – по сути, так, как сегодня учат грамматике или истории. Это нужно для того, чтобы сохранить нашу страну.

И, разумеется, нужно последовательно и бескомпромиссно бороться со всеми проявлениями экстремизма, с преступлениями, направленными на разжигание межнациональной розни. Подчеркну, такая работа – это постоянный приоритет.

Из Послания Президента России Д.Медведева Федеральному собранию 2011 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: