Терминологический словарь. Антисемитизм –одна из крайних форм национальной нетерпимости, резко отрицательного отношения к евреям

Антисемитизм – одна из крайних форм национальной нетерпимости, резко отрицательного отношения к евреям, их национальным ценностям, истории, обычаям. В антисемитизме объектом презрения является только семитский народ – евреи.

Беженцы – вынужденные мигранты. Беженцы наделены определёнными психологическими особенностями, находящими выражение в специфическом мировосприятии, угнетённости психики, повышенной чувствительности к несправедливости и др.

Беженцы неоднородны: это и вынужденные переселенцы и «репатрианты». В этом явлении объединены несколько различных процессов, имеющих свои аналоги и прецеденты, предполагающие качественно различные средства урегулирования. Это и эмиграция евреев из Эстонии в Россию, немцев в Аргентину; фактическая миграция в российские города наиболее трезвомыслящей части населения из «горячих» точек (Таджикистан, Северный Кавказ и др.)

Самый большой поток беженцев – это исход русских из бывших республик СССР. Из Армении ушло практически всё русское население. То же самое имело место в Чечне. Процессы медленной репатриации характерны для русского населения Средней Азии и Казахстана. Процессы эти неоднозначны. С одной стороны Россия не готова принять миллионы сограждан и это ведёт к вынужденной эмиграции в дальнее зарубежье, к «утечке мозгов», с другой стороны, к ускорению инновационной активности в российской провинции за счёт большей социальной мобильности мигрантов; а также будет способствовать консолидации русского этноса. Общая цифра русских, помимо своей воли оказавшихся за границей, составляет 25 млн. человек.

Дискриминация – намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо людей, групп, организаций или государств по признакам расы, национальности, пола, государственной принадлежности и т.д.

Интеграционные концепции (ассимиляционные) – играли длительное время важную роль в западной политологии и политической практике. В их основу были положены представления западных учёных, политиков, идеологов о слиянии различных этносов в одну этническую общность (нацию), а точнее, о возможности врастания выходцев из различных стран мира в этническое большинство американского, канадского и обществ других полиэтнических государств (теория «плавильного котла»).

Конфликт – конкурентное взаимодействие, противостояние; борьба с целью реализации своих интересов.

Конфликтующие стороны – социальные субъекты, находящиеся в состоянии конфликтного взаимодействия. Участниками конфликта могут быть самые разные социальные субъекты, в том числе этнические, национальные, конфессиональные общности, народы, государства.

«Плавильный котёл» -концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный «плавильный котел» (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев. Израэл Зангвилл (1908): «Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации». Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 г. с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке.

Концепция плюрализма (концепция многокультурности) – данная концепция пришла на смену господствовавшим в политике до 1970-80-х гг. интеграционным, ассимиляционным концепциям. Основателем плюралистической традиции стал американский деятель Г.Каллен. Ему Америка виделась не «плавильным котлом», а «обществом - оркестром», в котором естественными инструментами являются этнические группы с их своеобразным «духом и культурой».

Концепция плюрализма была взята на вооружение пришедшими к власти в ряде капиталистических стран партиями неоконсервативного направления.

Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».

Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).

Национальный лидер – авторитетная личность, исполняющая главную и ведущую роль в организации и консолидации наций для решения каких-либо задач, оформленных в виде программных задач национального движения.

Этнический конфликт – 1) конкурентное взаимодействие, противостояние двух или нескольких сторон в этнической сфере.

2) вид социального конфликта, особенностью которого является переплетение социально-этнических и этносоциальных противоречий.

Этнический конфликт есть превращённая форма столкновений из-за экономических, материальных, территориальных, духовных или иных интересов. Одна из самых тяжёлых и трудно разрешимых разновидностей конфликтов.

В основе обострения межэтнических отношений на территории бывшего СССР лежат как объективные, так и субъективные причины.

В качестве объективных причин можно выделить факторы исторического характера, влияние которых на межэтнические отношения сказываются и сейчас. Во-первых, это пёстрая мозаика этнического состава России с сильной разницей в географическом, культурном, религиозном, языковом, социально-экономическом отношениях. Во-вторых, жёсткий характер национальной политики царизма по принципу «Разделяй и властвуй», сохранение национального неравенства в годы СССР. В-третьих, отсутствие демократических традиций устранения, разрешения межэтнических проблем. В четвёртых, сложная социально-экономическая ситуация в России на современном этапе.

Наиболее мощная мина замедленного действия была заложена субъективной волевой политикой руководства СССР, особенно Сталиным, его окружением и последователями.

Толерантность – (от лат. терпение) – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции; одна из ключевых ценностей демократии.

Этнические миграции -миграции населения, в которых участвуют люди определённой этнической (национальной), принадлежности, т.е. на первый план выступает роль этнического фактора. В международных масштабах такая избирательность состава мигрантов проявляется, например, при переселениях из однонациональной страны (миграция португальцев в Бразилию); кроме того, в международных, а также внутренних миграциях избирательность может быть обусловлена неравномерным социально-экономическим и культурным развитием народов, живущих в различных частях страны (переселение русских в Сибирь), национальным гнетом или неравноправием, военными столкновениями между отдельными народами, религиозными преследованиями (если религия совпадает с этнической принадлежностью) и др. Э. м. на дальние расстояния приводят к отрыву людей от основного этнического ядра, способствуют смешению с другими народами, усилению контактов между ними и развитию этнических процессов.

В энциклопедическом словаре «Народонаселение» Э.м. определяются, во-первых, как миграции населения, в которых участвуют люди этнической (национальной) принадлежности, во-вторых, как миграции, где на первый выступает роль этнического фактора.

Этноцентризм – господствующие установки собственной культуры по отношению к иным культурам.

Ксенофобия – боязнь чужой культуры.

Вопросы по теме:

1 Существует мнение, что межнациональные или межэтнические конфликты к началу XXI века стали играть определяющую роль в развитии человеческого сообщества, которую до недавнего времени играли межклассовые противоречия. Поддерживаете ли вы данное мнение? Если да, как вы думаете, почему?

2 Назовите объективные и субъективные предпосылки межэтнических конфликтов.

3 Назовите причины обострения национально - этнических отношений на территории бывшего СССР.

4 Укажите различия в интеграционной концепции и концепции плюрализма.

5 Могут ли этноцентризм, ксенофобия стать причинами этнического конфликта?

6 Как вы понимаете слова немецкого социолога Г.Зиммеля: «Конфликт очищает воздух»? Можно ли их отнести к этническому конфликту?

7 Какими вы видите условия гармонизации национальных отношений?

Цитаты по теме:

· С «обострением межнационального вопроса» вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. А сегодня – друг за другом объявляют о провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент, обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп …» В.Путин (Авторская статья В.Путина «Россия: национальный вопрос»)

· До сих пор серьёзную напряжённость вызывает международная и внутренняя миграция, особенно в крупных городах. Подчас это приводит к межнациональной розни и конфликтам. Необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Должны быть созданы условия для опережающего развития депрессивных густонаселённых территорий. Дм. Медведев ( Послание Президента Федеральному Собраниюот 22 декабря 2011 года).

Литература

Учебные пособия:

1 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учебное пособие. - М., «Аспект Пресс», 1998. - Гл. 2.

2 Гаевский И.А., Червонная С.А. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США. - М, 1985.

3 Кравченко В.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. - М., «Юнити – Дана», 2001.

4 Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: учебное пособие. - М., «Академия», 2001.

Журналы:

5 Буховец О.Г. Постсоветское «великое переселение народов»: драма в зеркале статистики. - СОЦИС, 2001. - №1.

6 Власть и развитие этноконфликтной ситуации в СССР (1953 – 1958). - Отечественная история, 2004. - № 4.

7 Колосов В., Трейвиш А. Этнические ареалы современной России: сравнительный анализ риска национальных конфликтов. - Полис, 1996. - №2.

8 Семёнов В.М. Матюнина Е.В. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России. - СГЗ, 2001. - №2. - С.287.

9 Филиппов В. Этнические процессы в столичном мегаполисе. - Свободная мысль, 2004. -№ 5.

Тема 6

«Современные мировые национальные процессы. Национальный вопрос в России»

Для России – с её многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчёт в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие…» В.Путин Россия: национальный вопрос.

1 Современные национальные процессы. Глобализация и этнизация.

2 Этапы и особенности этнополитического развития России

3 Современные этнонациональные процессы в России.

4 Особенности и проблемы современной национальной политики РФ.

5 Современная языковая политика РФ. Закон о языках РФ.

6 История этнополитического развития Башкирии.

7 Национальный вопрос в современной Башкирии. Закон о государственных языках Башкортостана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: